De Beers ищет гигантское алмазное месторождение в Африке
Без этого участникам отрасли будет сложно поддерживать добычу на прежнем уровнеПроизводитель алмазов De Beers пытается найти в африканской пустыне Калахари в Ботсване первое за последние 20 лет крупное месторождение. Только это может позволить участникам отрасли поддерживать добычу алмазов на нынешнем уровне в долгосрочной перспективе, утверждают специалисты De Beers и аналитики. Но проблема в том, что только малая часть подземных залежей алмазов в мире достаточно велика, чтобы оправдать расходы на их добычу.
Открытие нового крупного месторождения хоть и не решит нынешних проблем De Beers, но крайне важно для нее в долгосрочной перспективе. Одним из последних крупных открытий в отрасли было обнаруженное в 1995 г. месторождение Gahcho Kue в Канаде. Его совместно разрабатывают De Beers и Mountain Province Diamonds. Его запасы оцениваются в 55,5 млн карат, а добыча алмазов на нем должна начаться в следующем году и может составить около 4,5 млн карат в год в течение 11 лет. При этом запасы алмазов на нынешних месторождениях De Beers, включая богатейший в мире карьер Джваненг в Ботсване, истощаются, хоть добыча на них и может продолжаться еще десятилетиями.
Глобальная добыча алмазов должна достигнуть пика в 2017 г. и составить 164 млн карат, а после этого наступит ее долгосрочное снижение, пока не будут найдены крупные месторождения, прогнозирует McKinsey. «Горные породы, в которых содержатся алмазы, попадаются очень редко», - отмечает аналитик Numis Securities Фил Суинфен.
В этом году поставщики алмазов испытывают проблемы после хороших результатов в 2014 г. Мировой спрос на ювелирные украшения и другие предметы роскоши снижается, из-за чего дешевеют необработанные алмазы. В этом году цены на них опустились примерно на 15%, согласно WWW International Diamond Consultants. В сентябре спрос на алмазы De Beers был слабым и цены могут опуститься еще сильнее, говорят аналитики. Но детальная информация по продажам публично не разглашается.
В четверг Anglo American, которой принадлежит 85% акций De Beers, сообщила, что добыча компании в III квартале сократилась на 27% до 6 млн карат, и снизила прогноз по ее добыче в этом году примерно до 29 млн карат. Это почти на 5 млн карат меньше прогноза Anglo в начале 2015 г. Объемы продаж De Beers в последнем квартале сократились на 59% в годовом выражении.
В то же время ее российский конкурент «Алроса» отчиталась об увеличении добычи за первые девять месяцев года на 16% по сравнению с аналогичным периодом в 2014 г. «Алроса» заявила, что ее резервов достаточно для поддержания стабильной добычи в течение 17 лет. При этом российская компания также ищет залежи алмазов в четырех зонах в Ботсване. «Мы продолжаем пополнять истощенные запасы и искать новые месторождения», - сообщил представитель «Алросы» по электронной почте.
Для поиска залежей De Beers использует новую технологию, включающую использование компьютерных алгоритмов для анализа данных. Она сканирует кимберлиты (содержащие алмазы магматические породы). Только около 15 из 100 трубок кимберлитов содержат хотя бы один алмаз и лишь немногие из них свидетельствуют, что алмазов достаточно для строительства шахты, говорит геолог De Beers Чарльз Скиннер, работающий в компании около 30 лет. Он также искал алмазы в Канаде, Анголе и ЮАР, но в последний год сосредоточился на пустыне Калахари. По словам Скиннера, здесь хорошие перспективы и отсутствуют некоторые политические риски. Так, ранее в 2015 г. Ангола прекратила выдавать новые лицензии горнодобывающим компаниям, в том числе De Beers.
Разведка алмазов в зоне поиска De Beers — недалеко от границы с ЮАР — началась еще 1970-х гг. Но тогда компании не могли пробурить породы глубже чем на 90 м и прекратили попытки, а алмазы могут находиться на глубине более 300 м, говорит Скиннер. В июле De Beers удалось ее достичь, и Скиннер с командой геологов приехал, чтобы проводить исследования. Они это делают с использованием СКВИД, сверхчувствительных магнитометров для измерения очень слабых магнитных полей, и новейших компьютерных технологий, включая программы «искусственного разума».
Пока результаты неубедительные, признается Скиннер. Но даже если он найдет убедительные доказательства, ему необходимо будет убедить руководство De Beers инвестировать в разработку месторождения миллионы. Геолог сравнивает разведку залежей с расследованием на месте преступления: «Вы собираете отпечатки пальцев, ДНК, кровь и с помощью этого находите подозреваемого. Затем необходимо предоставить доказательства суду».
Если результата не будет, геологам придется продолжать поиски в другом месте. «В этом бизнесе нельзя найти то, что хочешь. Можно найти только то, что есть. Главное — знать, когда пора уходить», - говорит Скиннер.
Перевел Алексей Невельский