Еврокомиссия требует от Starbucks и Fiat Chrysler вернуть по 30 млн евро налоговых льгот

Это может стать важным прецедентом в борьбе с уклонением корпораций от налогов
Еврокомиссия сочла соглашение Starbucks с властями Нидерландов о налоговых льготах незаконной государственной помощью
Еврокомиссия сочла соглашение Starbucks с властями Нидерландов о налоговых льготах незаконной государственной помощью / Gene J. Puskar / AP

Еврокомиссия в среду признала незаконной государственной помощью соглашения о налоговых льготах, которые Starbucks и Fiat Chrysler заключали, соответственно, с властями Нидерландов и Люксембурга. В связи с этим каждой из компаний потребуется возместить налоговые выплаты в размере 20-30 млн евро. Хоть это и небольшая сумма, решение ЕК может стать важным прецедентом, поскольку подобными схемами в Европе могут пользоваться тысячи компаний, отмечает The Wall Street Journal.

В 2014 г. Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) выяснил, что сотни транснациональных корпораций заключали с властями Люксембурга специальные соглашения, позволявшие им снизить ставку налога на прибыль с примерно 29% до менее 1%. Похожими лазейками компании пользуются и в некоторых других странах ЕС. Так, европейские регуляторы ведут аналогичные расследования в отношении налоговых схем Apple в Ирландии, Amazon в Люксембурге и AB InBev в Бельгии. «Есть риск, что налоговые соглашения тысяч других компаний будут снова проверены, – говорит Крис Брайант, партнер юридической фирмы Berwin Leighton Paisner. – Миллиарды евро могут быть на кону».

На пресс-конференции в среду еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявила, что при наличии подозрений может начать и другие расследования. Тем не менее Еврокомиссия признала, что у нее нет ресурсов, чтобы вести сотни таких дел. Также Вестагер подчеркнула, что создание правовых рамок важнее взимания штрафов: «Выплата справедливой доли налогов должна быть четко интегрирована в корпоративную социальную ответственность компаний, если это еще не так».

Объявленные в среду штрафы относительно невелики (20-30 млн евро), поскольку расследования велись в отношении двух небольших подразделений - Starbucks Manufacturing BV и Fiat Chrysler Finance Europe, пишет Financial Times. Но многие юристы ждут, что в случае с Apple речь может идти о гораздо бóльших суммах.

Власти Люксембурга и Нидерландов отрицают обвинения в свой адрес, но пока не сообщили, будут ли подавать апелляцию на решение ЕК. Starbucks заявила, что сделает это, а Fiat Chrysler настаивает, что не получала какой-либо государственной помощи. Starbucks, по словам ее представителя, следует всем международным законам и принципам и «в среднем платила в мире налоги по эффективной ставке на уровне 33%, что значительно больше 18,5%, которые в среднем выплачивали другие крупные американские корпорации».

Летом ЕК уже предупреждала, что намерена ввести в ЕС единые налоговые правила, чтобы помешать крупным транснациональным корпорациям уклоняться от налогов. По ее оценкам, ежегодно из-за наличия лазеек в законодательстве некоторых стран блок теряет до 1 трлн евро. Властям ЕС сложно закрыть лазейки, так как с новыми налоговыми правилами должны быть согласны все 28 стран блока. Но ЕК в своих расследованиях смогла обойти это требование, воспользовавшись тем, что законы ЕС запрещают странам предоставлять государственную помощь на избирательной основе. Именно так комиссия расценила налоговые соглашения Starbucks и Fiat Chrysler c Нидерландами и Люксембургом.

Из-за пристального внимания европейских регуляторов и решения ЕК у корпораций может вырасти интерес к другим финансовым центрам – Дальнему и Ближнему Востоку, Карибским островам, считают специалисты. Кроме того, ситуация может сыграть на руку налоговым экспертам, которые помогали компаниям заключать налоговые соглашения и теперь могут снова им потребоваться.

«Любым компаниям, в прошлом договорившимся с Люксембургом о налоговых льготах, следует обратиться за помощью и изучить эти соглашения, – говорит Хизер Селф, партнер юридической фирмы Pinsent Masons. – Возможно, они захотят прийти к компромиссу сейчас, чем ждать, пока ЕС начнет расследование».