Люксембург помог 340 корпорациям, в том числе связанным с Россией, сэкономить на налогах

В некоторых случаях эффективная ставка налога на прибыль компаний была менее 1%
Francois Lenoir
Francois Lenoir / Reuters

У «Газпрома» есть дочерняя компания в Люксембурге, юрисдикция была выбрана из-за удобства организации финансирования, сказал представитель «Газпрома». Наличие специального налогового разъяснения от властей Люксембурга он отказался комментировать. Головная компания банковской группы не заключала соглашений с налоговыми властями Люксембурга, заявил представитель банковской группы Альфа-банк: она меняла юрисдикцию и обращалась за советом к своему консультанту, которым была PwC. Возможно, PwC согласовывала консультацию с налоговыми властями Люксембурга, добавил представитель банковской группы Альфа-банк. Представитель Сбербанка отказался от комментариев, остальные не ответили на запросы «Ведомостей».

Около 340 транснациональных корпораций, в их числе PepsiСо, Ikea, FedEx, AIG, Deutsche Bank, получали от властей Люксембурга специальные налоговые разъяснения (tax ruling), позволившие им сэкономить миллиарды долларов, сделал вывод Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) после изучения более 28 000 страниц конфиденциальных документов.

Есть в списке компании, аффилированные с российскими корпорациями или имеющие крупные активы в России, - они получали предварительные разъяснения в 2008-2010 гг., сообщает ICIJ со ссылкой на документы PwC. Например, в перечне - компании, аффилированные с «Газпромом», Сбербанком, Alfa Group, Evraz, РЕСО, Home Credit.

PwC помогла транснациональным корпорациям заключить 548 соглашений с властями Люксембурга, утверждают в ICIJ. Цитируемые со ссылкой на ICIJ выводы основаны на неполной информации четырехлетней давности, которая была незаконно получена, заявила PwC (сообщение на ее сайте): документы были украдены из офиса компании.

Tax ruling - это индивидуальные договоренности налогоплательщика с властями, рассказывает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, в Люксембурге их заключают с компаниями, которые не ведут активную операционную деятельность в стране. В разъяснении описываются налоговые последствия от конкретных операций, говорит партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, если компания им следует, то она защищена от доначислений. Эффективная ставка налога на прибыль корпораций составляла менее 1% благодаря использованию сложных управленческих структур, отмечает ICIJ: основная прибыль поступала в находящиеся в Люксембурге «дочки».

Сделки соответствовали международным правилам налогообложения, заявил премьер Люксембурга Ксавье Беттель. Минфин Люксембурга не комментирует расследование ICIJ. Люксембургу нужно многое сделать, чтобы соответствовать глобальным налоговым стандартам, заявил вчера министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Новый председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, занимавший пост премьера Люксембурга в 1995-2013 гг. и министра финансов в 1989-2009 гг., сказал, что расследованием будет заниматься новый еврокомиссар по вопросам конкуренции датчанка Маргрете Вестагер, и пообещал не вмешиваться в него.

Еврокомиссия уже ведет расследования по поводу tax ruling Люксембурга с компаниями Amazon и Fiat. Еще несколько компаний могут оказаться под прицелом государства, считает Кэролайн Рамсей из Pinsent Masons, компаниям из списка следует подумать о реструктуризации деятельности и изменении налогового планирования. Налоговые последствия зависят от того, будет ли ФНС принимать во внимание опубликованные неофициально материалы, отмечает Захаров.

В подготовке статьи участвовали Даниил Сотников, Алексей Невельский, Михаил Серов, Даниил Желобанов, Александра Терентьева