Трейдинговый бизнес нефтяных гигантов стал вдвое прибыльнее за пять лет

Это помогает энергетическим компаниям смягчить последствия обвала цен на нефть
Нефтяные гиганты также являются крупными трейдерами на рынке нефти и нефтепродуктов
Нефтяные гиганты также являются крупными трейдерами на рынке нефти и нефтепродуктов / YAY / TASS

Валовая маржа трейдинговых подразделений таких крупных нефтяных компаний, как BP, Royal Dutch Shell и Total, в среднем ежегодно увеличивалась на 15% с 2010 г., сказано в докладе консалтинговой компании Oliver Wyman. Таким образом, за последние пять лет она выросла вдвое, что помогает энергетическим компаниям компенсировать последствия падения цен на нефть.

Нефтяные гиганты также являются крупными трейдерами на рынке нефти и нефтепродуктов. С июня 2014 г. нефть подешевела примерно вдвое, что ударило по их основному виду деятельности, связанному с ее добычей. В пятницу к 17.07 мск баррель нефти Brent подорожал на 0,14% до $49,8, а WTI — на 0,58% до $46,65.

Но в то же время у этих компаний появилась возможность недорого запасаться миллионами баррелей нефти и извлекать прибыль, продавая их на фьючерсном рынке. При этом размер нефтяных гигантов и масштаб их операций позволяет им отбирать рыночную долю у независимых трейдеров, например Glencore, Trafigura и Vitol, отмечают специалисты Oliver Wyman. Причем соавтором доклада является один из основателей Trafigura Грэм Шарп.

«Они в настоящий момент демонстрируют большую устойчивость к неблагоприятным условиям на рынке, централизуя поставки и трейдинговые операции, чтобы оптимизировать прибыль от своих крупных глобальных портфелей производственных, перерабатывающих, логистических и розничных активов», - говорится в докладе.

Нефтяные компании редко раскрывают финансовые детали трейдинговых операций, но BP весной сообщила, что прибыль ее соответствующего подразделения в I квартале была более чем на $350 млн выше по сравнению «обычным» уровнем. Благодаря этому квартальная прибыль BP тогда сократилась только на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2014 г., хотя нефть подешевела вдвое.

«Аналогично трейдинговые подразделения Total и Shell помогли поддержать результаты групп в целом, извлекая выгоду из благоприятных условий на форвардном рынке и мощностей для хранения [нефти] в их логистических цепочках», - утверждают специалисты Oliver Wyman.

Также в докладе отмечается, что маржа пяти крупнейших независимых трейдеров, включая Glencore, Trafigura и Vitol, увеличивалась ежегодно только на 5%. В попытке увеличить рентабельность на фоне роста прозрачности и конкуренции на рынках они покупали шахты, НПЗ и заправочные станции. «Темп, с которым они приобретали крупные портфели сырьевых, логистических и розничных операций по всему миру в последние годы, превышал инвестиционные процессы, которые необходимы, чтобы эффективно монетизировать их потенциал», - отмечается в докладе.

Перевел Алексей Невельский