Трейдинговый бизнес выручил нефтяные компании

Они смогли много заработать на волатильности цен на нефть и ситуации «контанго»
Сильные колебания цен в этом году помогли нефтяным компаниям увеличить прибыль с помощью трейдинга
Сильные колебания цен в этом году помогли нефтяным компаниям увеличить прибыль с помощью трейдинга / H.Jamali / AP

Несмотря на обвал цен на нефть финансовые результаты крупнейших нефтяных компаний в I квартале превзошли ожидания аналитиков благодаря сокращению расходов и успехам в нефтеперерабатывающем бизнесе. Но некоторым из них, например BP и Royal Dutch Shell, также удалось заработать на трейдинговых операциях.

Нефть марки Brent в первые три месяца 2015 г. торговалась на уровне $51-64 за баррель, что примерно вдвое ниже пикового значения цены в 2014 г. ($115) Но трейдеры смогли извлечь выгоду из ситуации «контанго», когда фьючерсы с более поздним сроком поставки стоят дороже, чем с поставкой в ближайшее время. По данным Thomson Reuters, в январе спрэд между контрактом на поставку Brent на следующий месяц и фьючерсом на 12 месяцев составлял $9,99, в феврале - $11,02, а в марте - $7,32.

Ни одна из компаний не раскрывает прибыль от трейдинговой деятельности. Они лишь сообщили, что она помогла им компенсировать потери от падения цен на нефть. Так, финансовый директор BP Брайан Гилвари (ранее он возглавлял как раз трейдинговое подразделение компании) заявил на прошлой неделе, что квартальная прибыль от трейдинговых операций была на $300-400 млн выше, чем обычно в прошлые периоды. При этом чистая прибыль компании в I квартале сократилась на 40%, составив $2,1 млрд.

Shell тоже не раскрыла прибыль от трейдингового бизнеса. Но ее совокупная прибыль по итогам квартала и вовсе выросла на 7% до $4,76 млрд. Как заявил финансовый директор компании Саймон Хенри, у ее трейдеров сейчас даже открыта кредитная линия, чтобы воспользоваться возможностями на рынке. В течение последних шести месяцев они использовали $2 млрд из этих средств, добавил он.

Трейдинговые операции на нефтяном рынке привлекают все большее внимание американских и европейских регуляторов. Из-за своего размера соответствующие подразделения BP и Shell в США зарегистрированы как своп-дилеры наряду с банками и другими финансовыми организациями. У этих европейских компаний вместе с Total самые крупные трейдинговые подразделения. Американские нефтяные компании ExxonMobil и Chevron тоже активно продают добываемую нефть, но их трейдинговый бизнес еще не такой крупный.

До лета 2014 г. цены на нефть были высокими и стабильными в течение нескольких лет, поэтому возможности компаний заработать на разнице цен были ограничены. Но в условиях падения цен и сильной волатильности их трейдинговые подразделения могут по-настоящему оправдать свое существование, говорят аналитики. Это становится «неким хеджированием от снижения цен», отмечает Рональд Рехтштайнер из консалтинговой компании Oliver Wyman.

Перевел Алексей Невельский