Израиль продаст оружейную компанию, создавшую «Узи»

Правительство хочет выручить $800 млн от продажи IMI, которую 82 года назад создала еврейская подпольная военная организация
Солдаты израильской армии с пистолетами-пулемётами «Узи», 1998 г.
Солдаты израильской армии с пистолетами-пулемётами «Узи», 1998 г. / Reuters

Правительство Израиля планирует продать компанию Israel Military Industries (IMI), которая разработала знаменитые пистолеты-пулеметы «Узи». Это часть программы по приватизации государственных активов и повышению конкуренции в израильской экономике. Оно хочет продать миноритарные доли в еще 10 госкомпаниях, включая Israel Electric Corp. и Israel Aerospace Industries, чтобы привлечь примерно $4 млрд.

IMI, основанная в 1933 г. и сыгравшая важную роль в создании государства Израиль, теперь выпускает самое разное вооружение – от малокалиберного оружия до крылатых ракет. Израиль выставил ее на продажу в апреле, и в среду для претендентов истекает срок, до которого они должны разместить депозит в размере 6 млн шекелей ($1,58 млн), чтобы получить доступ к отчетности компании. Правительство намерено завершить продажу к началу 2016 г.

Учитывая историю IMI, ее продажа - очень эмоциональный момент для Израиля, где в армию призывается большинство граждан старше 18 лет. Компания была создана 82 года назад, когда еврейская подпольная военная организация «Хагана», боровшаяся с британским колониализмом, открыла оружейный завод, спрятанный внутри кожевенного завода на побережье недалеко от Тель-Авива. Британские солдаты не появлялись там из-за запаха использовавшихся для обработки кожи химикатов, вспоминает 102-летний лидер «Хаганы» Элияху Сачаров, помогавший основать IMI и тестировать сотни моделей ее первых вооружений.

В 1940-х гг.. Сачаров и еще один сотрудник IMI Узиэль Галь были приговорены к тюремному заключению за незаконное производство оружия. Впоследствии именно Галь в начале 1950-х гг. разработал «Узи», который был назван в его честь и принят на вооружение в израильской армии в 1955 г. Затем «Узи» завоевал популярность по всему миру и часто встречался в таких блокбастерах, как «Терминатор» с Арнольдом Шварнеггером.

Частная инвестиционная компания SK Group израильского бизнесмена Сами Кацава приобрела у IMI подразделение, выпускавшее «Узи», 10 лет назад и продолжает продавать различные модели этого оружия.

После провозглашения независимости Израиля IMI стала основным поставщиком оружия для армии страны. Но у компании также есть клиенты по всему миру, и ее портфель заказов оценивается более чем в $2 млрд. Правительство надеется выручить от ее продажи около $800 млн. После этого компания будет называться IMI Systems. Свой интерес выразили уже около десятка компаний, включая SK Group, но иностранные производители оружия предпочли не участвовать в торгах.

Отпугнуть претендентов могут высокие издержки IMI, в которой работает 2700 человек, предупреждают аналитики и представители отрасли. Правительству стоило продавать различные подразделения IMI по частям, считает Амос Ярон, бывший генеральный директор министерства обороны. «Все подразделения IMI стоят дороже, чем компания целиком», - говорит он.

Финансовые проблемы IMI начались в 1990-х гг., когда она отделилась от министерства обороны и стала госкомпанией. Из-за необходимости выплачивать пенсию десяткам тысяч сотрудников и сопротивления профсоюзов она много лет была убыточной, говорит гендиректор IMI Ави Фельдер. Но он отклоняет критику в адрес компании и утверждает, что за последние пять лет она стала готова конкурировать с частными компаниями. После сложных переговоров с профсоюзами Фельдер сократил количество сотрудников на треть, а правительство согласилось взять выплату пенсий на себя и повысить их.

Правительству неоднократно приходилось предоставлять IMI финансовую помощь несмотря на рост продаж за границей, говорят сотрудники министерства финансов. Впервые оно попыталось продать IMI 10 лет назад, но тогда этому помешали профсоюзы.

Такие люди, как Сачаров, не одобряют приватизацию IMI. При частных владельцах бизнес не будет таким, как привыкли ожидать от государственных организаций, говорит он, называя продажу IMI большой ошибкой.

Перевел Алексей Невельский