Санкции мешают «Роснефти» расширить трейдинговый бизнес

Из-за этого она не смогла заработать на колебаниях нефтяных цен, как крупные западные нефтяные компании
Закрытие из-за санкций западных рынков капитала мешает "Роснефти" расширять трейдинговый бизнес
Закрытие из-за санкций западных рынков капитала мешает "Роснефти" расширять трейдинговый бизнес / М. Стулов / Ведомости

Западные санкции помешали планам «Роснефти» расширить трейдинговый бизнес, поскольку ограничивают ее возможность привлекать заемный капитал. Это также не позволило ей, в отличие от западных конкурентов, извлечь выгоду из торговых операций во время обвала цен на нефть.

Но в идеале для таких операций требуется долгосрочное финансирование, поскольку обычно наибольшую прибыль трейдеры получают, храня нефть несколько месяцев, а затем выгодно ее продавая. Но возможности российской компании из-за санкций были ограничены, подчеркнул Купер. Тем не менее «Роснефть» по-прежнему не отказывается от своей стратегии и для нее «очень важно» увеличить представительство за рубежом, отметил он.

В планы «Роснефти» входит расширение трейдингового бизнеса за рубежом, но это сложно сделать из-за санкций, не позволяющих компании привлекать долговое финансирование более чем на 30 дней, заявил руководитель трейдингового подразделения компании Маркус Купер на нефтяном саммите Platts в Лондоне. После того как США и ЕС в 2014 г. ввели секторальные санкции против России, западные банки перестали предоставлять займы «Роснефти».

У трейдинговых подразделений таких компаний, как BP и Royal Dutch Shell, были в распоряжении миллиарды долларов, чтобы в последние месяцы заработать на рынке благодаря ситуации контанго. Она характеризуется тем, что фьючерсы с более поздним сроком поставки стоят дороже, чем с поставкой в ближайшее время. BP и Shell в своих квартальных отчетах отметили, что результаты их трейдинговых подразделений превзошли ожидания.

В конце 2013 г. «Роснефть» договорилась приобрести нефтетрейдинговый бизнес инвестбанка Morgan Stanley, благодаря чему у нее появились бы опытные сотрудники в США и Европе. Но закрыть сделку не удалось (к концу 2014 г. власти США так и не дали разрешения на нее), и мае этого года Morgan Stanley продал подразделение более чем за $1 млрд американской Castleton Commodities, которая хочет стать одним из ведущих игроков на этом рынке.

Также «Роснефти» пришлось занять много средств для покупки ТНК-BP в 2013 г. В прошлом году из-за необходимости выполнять долговые обязательства компания оказалась в сложном финансовом положении, и ей пришлось даже обратиться за поддержкой к российским властям. Как заявил Купер, Москва пыталась смягчить воздействие санкций «на самом высоком уровне», в том числе за счет укрепления связей с Китаем.

Перевел Алексей Невельский