Металлурги оказались на грани банкротства

Владимир Лисин предупреждает, что государство не сможет долго поддерживать аутсайдеров отрасли
Andrey Rudakov
Andrey Rudakov / Bloomberg

Председатель совета директоров и основной владелец НЛМК Владимир Лисин считает, что в ближайшее время "поляна участников металлургического рынка России будет меняться". Об этом бизнесмен заявил на презентации новой стратегии компании, отвечая на вопросы инвесторов.

Образовалась группа аутсайдеров в российской металлургии, сказал Лисин в ответ на вопрос, можно ли ожидать, что металлургические компании поддержит государство. Но бюджетных средств, по словам Лисина, на всех не хватит. "Наше мнение: механизм банкротства придется использовать", - считает он. О каких конкретных компаниях идет речь, бизнесмен не уточнил. Речь идет не о спасении компаний в целом, а о сохранении дееспособности отдельных предприятий, чего можно достичь в некоторых случаях через процедуру банкротства, т. е. оздоровление, сказал Лисин.

Большие проблемы с уровнем долга сейчас испытывают несколько российских металлургических компаний: подконтрольный Олегу Дерипаске производитель алюминия UC Rusal (чистый долг компании на конец III квартала 2013 г. составляет $10,1 млрд), а также компания Игоря Зюзина "Мечел" (ее чистый долг на начало декабря был $9,4 млрд). Большая долговая нагрузка и у компании Evraz ($7 млрд), однако большую часть заимствований компания привлекла в виде облигаций.

При этом компании металлургического сектора оказались в нелегкой ситуации: цены на металлургическую продукцию и алюминий падают вот уже второй год подряд. Цена 1 т алюминия на LME опустилась до минимумов 2009 г., металлопродукция также не дорожала. Именно поэтому российские металлурги обратились в конце прошлого года за помощью к правительству.

В проекте решения к совещанию с премьером Дмитрием Медведевым предлагалось подготовить предложения о госгарантиях для рефинансирования задолженности металлургических компаний и субсидировании из бюджета части их затрат на уплату процентов по кредитам (в 2012 г. «Мечел» заплатил за обслуживание кредитов $669 млн, UC Rusal - $610 млн, Evraz - $645 млн). Однако последнее предложение из финального проекта решения было удалено.

В итоге Медведев рекомендовал продлить льготные правила предоставления госгарантий до конца 2015 г., а также усовершенствовать механизм госгарантий для рефинансирования кредиторской задолженности, сформировавшейся при реализации масштабных инвестпроектов. В протоколе также говорилось о субсидировании из федерального и региональных бюджетов консервации металлургических предприятий.

Многие аналитики, опрошенные "Ведомостями" в конце прошлого года, заявляли, что банкротить российские металлургические предприятия не имеет смысла, так как это может спровоцировать волну критических действий как со стороны банков - кредиторов металлургических компаний, так и со стороны акционеров.

13 сентября 2013 г. "Мечел" повторил антирекорд 2008 г. и подешевел более чем на 40% из-за падения стоимости облигаций на 15% в течение дня. Акции компании продавали крупными пакетами. Тогда трейдеры и аналитики предполагали, что у кого-то из акционеров компании мог случиться маржин-колл. Однако эта информация не подтвердилась.