Минэкономразвития признало новую стратегию развития автопрома от Минпромторга сырой
В ней очень мало конкретики по основным направлениям развития, а часть предложенных мер неэффективныМинэкономразвития рассмотрело проект распоряжения правительства об утверждении стратегии развития автопрома до 2035 г., подготовленный Министерством промышленности и торговли, и сообщает о необходимости его доработки. Об этом говорится в письме замминистра экономического развития Максима Колесникова в Минпромторг. Документ есть в распоряжении «Ведомостей».
Отзыв был отправлен в Минпромторг 15 сентября, сказал «Ведомостям» представитель Минэка. Остальные вопросы он перенаправил в Минпромторг, где от комментариев отказались. Источник в Минпромторге подтвердил «Ведомостям», что смысловая составляющая этого письма соответствует полученному ведомством экземпляру отзыва.
Новую отраслевую стратегию с учетом новых реалий поручил разработать до 1 сентября президент Владимир Путин по итогам июньской встречи с представителями автобизнеса на Петербургском международном экономическом форуме. Минпромторг опубликовал проект стратегии 18 августа для последующей доработки с учетом заинтересованных сторон («Ведомости» писали об этом в тот же день).
Но как раз текущие реалии автопрома, выражающиеся в нарушении производственно-логистических цепочек и падении спроса, не отражены в документе, пишет Минэк в отзыве. Ведомство считает необходимым отразить не только текущую ситуацию в отрасли, но и риски, связанные с санкциями, – технологическое отставание, отказ в поставках критических важных товаров и технологий, сохранение занятости и перестройку логистических цепочек.
Основными целями новой стратегии Минпромторг определил удовлетворение потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечение технологического суверенитета отечественного автопрома. Нужна не повсеместная локализация, а «создание условий, инструментов и технологий с фокусом на технологический суверенитет», их применение позволит «самостоятельно проектировать, тестировать и создавать производство любых транспортных средств», возражает Минэк.
Экономическое ведомство также считает, что нужно определить минимальный уровень локализации по перечню приоритетных компонентов, обеспечивающих технологический суверенитет, производство которых должно быть организовано в России. Но для начала следует провести анализ состояния и возможностей предприятий по производству автокомпонентов и их поставщиков второго и третьего уровней в части удовлетворения спроса на субкомпоненты и материалы для производства компонентов, отмечается в письме.
Минпромторг предполагал, что в автокомпонентную отрасль (на НИОКР и организацию производства) в 2023–2035 гг. будет инвестировано 2,7 трлн руб. Основная инвестиционная нагрузка должна лечь на бизнес, но будет оказана и господдержка за счет различных финансовых и регуляторных мер. В 2015–2021 гг. в сектор было инвестировано 481 млрд руб. и лишь 10–15% от этого – в НИОКР.
Для такого объема вложений целесообразно внести конкретику по направлениям НИОКР для каждого сектора отрасли с указанием бюджета, характеристик, планируемого результата к определенному сроку, считает Минэк. Уточнения требуют также сроки и виды разработки новых моделей автомобилей, их компонентов, диапазон характеристик и цен.
Минпромторг собирался стимулировать производство за счет господдержки: на это потребуется 500–600 млрд руб. до 2035 г. и еще столько же – на поддержку экспорта. Общая господдержка автопрома за прошедшие пять лет составила 387 млрд руб. В основном это были средства на программы льготного автокредитования и лизинга, субсидии для производителей на развитие газомоторного и электрического транспорта, на закупку различных видов техники за счет бюджета.
По мнению Минэка, стимулирование спроса – это антикризисная мера, эффективная в период шока на стороне спроса. «Текущий кризис характеризуется преимущественно проблемой на стороне предложения. Стимулирование спроса в таких условиях носит проинфляционный характер и не является эффективной мерой», – пишет ведомство. Например, дефицит автомобилей за последние два года вызвал рост цен на отечественные транспортные средства на 58,5%, что многократно превосходит темпы инфляции. В российских автоконцернах от комментариев отказались или не ответили на запросы «Ведомостей».
Стимулировать спрос имеет смысл только для бизнеса, где идет замещение старого транспорта на новый в силу текущих потребностей, в остальном это будет трата средств, которая не приведет к кардинальным изменениям в отрасли, полагает отраслевой эксперт Владимир Беспалов. По его словам, ограниченное обновление автопарка в России в ближайшие два-три года не станет критичным для транспортной доступности населения.
Эксперт соглашается с Минэком в части необходимости сосредоточиться не на баллах и процентах локализации (балльная методика расчета уровня локализации от Минпромторга. – «Ведомости»), но на создании критических технологий в стране, которые при любом развитии событий позволят обеспечить рынок автомобилями. «Нужно определить, какие это технологии, и сфокусировать финансирование на них. Понятно, что обеспечивать 100% выпускаемых машин российскими технологиями не нужно, но нужно понимать, что хотя бы половину рынка мы сможем закрыть», – рассуждает он.
Беспалов также считает целесообразным рассмотреть варианты консолидации внутри отрасли для улучшения ее экономической эффективности – например, в части закупки автокомпонентов.
Как упал российский автопром
По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в России в январе – июле 2022 г. упал почти втрое в годовом выражении – до 300 000 единиц. Продажи новых легковых и легких коммерческих машин в январе – августе составили 410 548 шт. (по версии Ассоциации европейского бизнеса), что в 2,5 раза меньше по сравнению с тем же периодом 2021 г. Все локальные заводы иностранных марок продолжают простаивать, кроме мощностей китайской Haval. Российские национальные автопроизводители и калининградский «Автотор» продолжают работу.
Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД), напротив, просила Минпромторг расширить меры господдержки и устранить проблемы с нехваткой запчастей. Это следует из письма РоАДа о проекте стратегии, направленного замминистра Альберту Каримову 31 августа (копия есть у «Ведомостей»). Представитель ассоциации от комментариев отказался.
РоАД в письме предлагал на уровне стратегии обязать локализованные в России иностранные автоконцерны компенсировать дилерам инвестиции в салоны при уходе с рынка. Также дилеры считали, что нужно предусмотреть долю участия государства в размере не менее 50% в проектах иностранных автоконцернов по локализации и сделать это обязательным условием получения преференций по специнвестконтрактам.
Утверждение о том, что нет необходимости стимулировать спрос, противоречит ситуации в коммерческом транспорте, говорит источник «Ведомостей» в одном из автоконцернов. По его словам, у российских производителей есть предложение по всем модельным рядам, а продажи упали из-за падения платежеспособного спроса. Если не поддерживать спрос в сегменте, то парк автотехники продолжит стареть, подчеркивает собеседник.
Он полагает, что установленный в проекте стратегии показатель локализации в 80% оправдан и достижим к 2035 г. Упущением документа источник назвал отсутствие среди технологических приоритетов водородного двигателя: он может работать в сложных условиях, а технология производства проста с точки зрения налаживания его выпуска.
Практически все замечания Минэка соответствуют тем белым пятнам, которые есть в проекте стратегии в ее нынешнем виде, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, у Минпромторга и его подрядчиков было очень мало времени на полноценную проработку стратегии, поэтому качество материала в его первоначальном виде, «скажем честно, не выдерживало критики». Эксперт надеется, что предложенные замечания будут учтены и проект будет доработан с учетом мнений заинтересованных сторон.