Основой для «Москвича» с 2024 года станет платформа электромобиля «Кама»
Но первые электрические «Москвичи» будут, видимо, китайскимиВ качестве платформы для электромобилей «Москвич», которые планируется выпускать на бывшем заводе Renault в Москве (теперь завод «Москвич»), рассматривается разработка стартапа «Кама», принадлежащего гендиректору «Камаза» Сергею Когогину и бизнесмену Рубену Варданяну. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами московского проекта.
По словам одного из собеседников, электромобили на этой платформе начнут выпускать на заводе «Москвич» по полному циклу (сварка – окраска – сборка) в 2024 г. Окончательного решения на этот счет пока нет, говорит источник «Ведомостей», близкий к Минпромторгу.
Представитель правительства Москвы переадресовал вопросы на завод «Москвич». Компания будет рассматривать разные варианты платформы, «которые будут соответствовать требованиям клиентского спроса, для производства современных, удобных и безопасных автомобилей», говорит представитель завода.
В начале июля мэр Москвы Сергей Собянин во время посещения завода сказал, что предприятие начинает работу над созданием собственной платформы для одноименного электромобиля. Тогда же он подписал соглашение о сотрудничестве с «Камазом» в области развития легкового автотранспорта между правительством Москвы и производителем грузовиков. Документ определяет намерения сторон о создании на мощностях «Москвича» российских легковых электрокаров, которые должны быть выведены на рынок «максимально быстро», пояснял тогда «Камаз», который выступит технологическим партнером проекта.
«Кама» напрямую не является проектом «Камаза». Это проект компактного городского электрокара, создаваемый силами одноименного стартапа. Компания «Кама» зарегистрирована в августе 2021 г. в Набережных Челнах по адресу главной дирекции «Камаза». Когогин и Варданян (совладелец «Камаза») вложились в стартап на паритетных началах («Ведомости» писали об этом 9 декабря 2021 г.).
Но первые электромобили «Москвич» должен выпустить уже в этом году, и это будут еще не модели «Кама». На первом этапе проекта предполагается собрать крупноузловым методом 600 автомобилей до конца 2022 г., 200 из них – электрические. В 2023 г. объемы выпуска должны возрасти до 50 000 единиц, в том числе около 10 000 – электромобили. Второй этап предполагает, что в 2024 г. производство удвоится по сравнению с 2023 г. – до 100 000 автомобилей, из которых 20 000 будут на электротяге. Тогда же планируется переход на сборку машин по полному циклу.
Под маркой «Москвич» планируется выпускать пять моделей – четыре кроссовера и один седан, отмечал «Камаз». Источники «Ведомостей» говорили в мае, что под маркой «Москвич», скорее всего, будут выпускать машины китайского концерна JAС. Это нынешний партнер российского производителя грузовиков по проекту малотоннажного фургона «Компас», который поступил в продажу в этом году. На предмет локализации в Москве рассматривается компактный электрокар JAC iEVS4, говорил один из собеседников «Ведомостей».
450 000
электромобилей в год собирался выпускать к 2030 г. стартап «Кама» Сергея Когогина и Рубена Варданяна
Первые 600 машин будут собраны в этом году из китайских машинокомплектов, подтверждает один из источников. В качестве основного варианта по-прежнему рассматривается продукция JAC, но есть и другие варианты, говорит собеседник, подчеркивая, что окончательное решение еще не принято.
До начала СВО на Украине у «Камы» были крайне оптимистичные планы по экспансии на рынке. В февральской презентации компания предполагала выход на выпуск 450 000 электромобилей в год к 2030 г., часть из них предполагалось собирать в Венгрии. Российский рынок машин на электротяге к 2025 г. «Кама» оценивала в 100 000 шт.
Продажи электромобилей в России растут вопреки ситуации на рынке машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), где уже который месяц нет спроса. Тем не менее и эти объемы пока очень далеки от прогнозов «Камы». По данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых электрокаров в России в первой половине 2022 г. выросли на 53% в годовом выражении до 1278 шт. Почти половина рынка (594 машины) пришлась на Tesla.
Сейчас активно продаются электрокары, ввезенные в Россию во второй половине 2021 г. при нулевой пошлине, объяснял директор «Автостата» Сергей Целиков. Поскольку с начала года пошлина на ввоз электромобиля сравнялась с той, что взимается за ввоз автомобиля с ДВС (15%), в ближайшие месяцы рост продаж электромобилей в России заметно сократится, считает Целиков.
Пока не ясно, что будет представлять собой платформа «Камы», но если на ее основе получится сделать конкурентоспособную по цене и потребительским свойствам модель, то ее использование вполне логично, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Этот выбор также оправдан с точки зрения экономии времени, учитывая крайне сжатые сроки реализации проекта «Москвич», отмечает он. Стоимость эксплуатации электрокаров ниже, чем машин на ДВС, что делает их подходящими для сервисов такси и каршеринга в крупных городах, считает эксперт.
Это подтверждается и планами правительства Москвы, которое в июле пообещало сформировать долгосрочный заказ на «Москвичи». Ежегодную потребность для такси и каршеринга в Москве и Подмосковье мэрия оценила в 40 000–60 000 электромобилей.
Представители «Камаза», Минпромторга и «Камы» на вопросы «Ведомостей» не ответили. Связаться с представителем Варданяна не удалось.