Под маркой «Москвич» будут собираться китайские автомобили

«Камаз» может договориться о локализации компактного электрокара JAC
Вместо моделей Renault в Москве могут начать собирать китайские электромобили
Вместо моделей Renault в Москве могут начать собирать китайские электромобили / Reuters

«Камаз» локализует на освобождающихся мощностях завода «Рено Россия» в Москве выпуск китайских автомобилей. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами компании. Начать производство планируется не позднее IV квартала 2022 г. с автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а затем перейти на электромобили

По словам одного из собеседников, «Камаз» ведет переговоры со своим нынешним партнером, автоконцерном JAC. При этом московские власти прорабатывают сотрудничество с другим китайским автопроизводителем, но каким именно, неизвестно, говорит он. Принципиальное решение по модели для производства пока не принято, подчеркивают источники «Ведомостей».

Производственная площадка в Москве освобождается из-за ухода Renault из России («Ведомости» писали об этом 26 апреля). Французский концерн продает свою долю в «АвтоВАЗе» (67,69%) за 1 руб. подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ с опционом обратного выкупа в течение шести лет. А завод «Рено Россия» на Волгоградском проспекте в Москве переходит в собственность города еще за 1 руб. Производство машин французской марки в столице прекращается, вместо этого там будет налажен выпуск легковых автомобилей под брендом «Москвич», писал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.

Представители «Камаза» и мэрии Москвы от комментариев отказались. Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что концепция производства на заводе «Москвич» (бывший «Рено Россия») будет представлена в ближайшее время правительством Москвы совместно с «Камазом».

«Камаз» в начале 2022 г. вывел на рынок малотоннажный грузовик «Компас», который, по существу, представляет собой бренд-инжиниринг китайского грузовика JAC. Автомобиль адаптировали под условия эксплуатации в России: усилены элементы шасси и электроники, управляющей двигателем. «Камаз» планировал на горизонте 5–6 лет локализовать основные узлы и агрегаты новинки, включая кабину и ее элементы, а также двигатель Cummins.

Электромобили JAC уже известны в России. Электрокар iEV7 использовался для проекта каршеринга в Крыму MoreElectric, который закрылся осенью 2021 г. Похожие машины планируют использовать для электрокаршеринга во Владивостоке группа «Соллерс» и «Русгидро». По данным «Коммерсанта», для этих нужд компания уже взяла в финансовый лизинг 15 электромобилей JAC, а летом автопарк сервиса должен вырасти до 70 машин.

Но на предмет локализации в Москве «Камаз» рассматривает более компактную модель – JAC iEVS4, говорит один из собеседников «Ведомостей». На начальной стадии, скорее всего, это будет отверточная сборка (Semi knock-down, SKD) электрокаров из машинокомплектов с последующим углублением локализации по мере роста объемов производства, говорит другой источник. У модели iEVS4 есть аналог с бензиновым двигателем, он выпускается под индексом S4.

О том, что переименованный из «Рено Россия» московский завод «Москвич» планирует сотрудничать с иностранными автомобильными брендами, говорил журналистам и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Он также отмечал, что все наработки «Камаза» по разработке электромобилей, в том числе те, о которых уже публично объявлялось, будут использованы. Слова министра приводит «РИА Новости».

«Камаз» является производителем электробуса 6282, который с 2018 г. эксплуатирует «Мосгортранс». Всего в парке столичного перевозчика уже более 700 таких автобусов. А гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и совладелец компании Рубен Варданян вложились в стартап по производству легковых электрокаров «Кама» («Ведомости» писали об этом 8 февраля). Стартап зарегистрирован в августе 2021 г., и до начала российской СВО на Украине «Кама» собиралась к 2030 г. выйти на производство 450 000 компактных электрокаров, причем часть из них предполагалось собирать в Венгрии. Источник «Ведомостей», близкий к «Камазу», говорит, что «Кама» и проект по локализации в Москве не имеют ничего общего.

Московский завод мощностью до 180 000 машин в год при Renault окупался при выпуске 40 000–50 000 автомобилей в год, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, на этом заводе можно без проблем выпускать китайскую технику, но могут возникнуть сложности с ее дистрибуцией. Представительство JAC в России до последнего времени было крайне скудным, но в условиях, когда машин других марок просто нет, дилеры могут согласиться и на это, считает эксперт.