Льготные кредиты и лизинг на машины станут доступны в июле

Но ключевой проблемой отрасли остается не спрос, а массовые простои автозаводов
Программы поддержки спроса – это спасение отрасли
Программы поддержки спроса – это спасение отрасли / Максим Стулов / Ведомости

Речь идет об анонсированных президентом Владимиром Путиным в июне средствах в размере 21 млрд руб. на поддержку спроса на автотехнику в этом году. Из этой суммы на возобновление автокредитования планируется направить 10,2 млрд руб., на льготный лизинг – 4,9 млрд, на скидки для покупки электромобилей – 2,6 млрд, на субсидии для газомоторной техники – 3,3 млрд.

«С этого месяца (июля) эти средства уже начнут использоваться нашими банками, лизинговыми компаниями, [теми,] кто будет участвовать в программе по автокредитованию, льготному лизингу», – уточнил Мантуров.

Наиболее популярными в России были программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они позволяли получить скидку в 10% (для жителей Дальнего Востока – 25%) на первый взнос при покупке в кредит новой машины российского производства стоимостью до 1,5 млн руб. В январе 2022 г. в программы льготного лизинга и автокредитования включены электромобили. Скидка на них составит 25%, но не более 625 000 руб. на одну машину.

До этого программы поддержки спроса на автомобили работали в России в 2021 г. Тогда на льготное автокредитование было выделено около 9 млрд руб., еще 3,8 млрд – на льготный лизинг. Но лимиты по этим программам были выбраны еще в первом полугодии. Правительство рассматривало возможность выделить еще 5 млрд руб. на автокредиты, но в итоге отказалось от этого из-за сильного превышения спроса над предложением на рынке.

В прошлом году спрос не был удовлетворен из-за дефицита полупроводниковых компонентов, который российские заводы, и в первую очередь «АвтоВАЗ», начали ощущать со второй половины 2021 г. Но за прошлый год продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России выросли на 4,3% до 1,67 млн штук, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

В 2022 г. после начала СВО, введения санкций и последовавших сложностей с логистикой компонентов большинство импортеров приостановили отгрузку, а локальные заводы – выпуск машин. По данным Росстата, производство легковых автомобилей в России в мае 2022 г. (за июнь данные еще не опубликованы) почти полностью остановилось. В мае выпущено всего 3700 машин, что на 97% меньше, чем в мае 2021 г., и на 81% меньше показателей апреля 2022 г. По итогам пяти месяцев падение год к году составило 56%, произведено 268  00 автомобилей.

По данным аналитического агентства «Автостат» (на основе статистики выдачи электронных ПТС на продаваемую технику), в июне 2022 г. в России продан 32 731 новый легковой автомобиль. Это почти на 20% больше, чем в мае (27 458 машин), но на 77% меньше, чем в июне 2021 г. (145 115). Снижение в классе LCV в прошлом месяце составило 64% в годовом выражении до 4895 штук, продажи грузовиков упали на 39% до 5766 машин.

Сложности с производством автомобилей признал и Мантуров. «Мы действительно существенно снизили объем производства по объективным обстоятельствам. Из-за того что остановили производство иностранные мейджоры, которые на протяжении 15 лет стабильно, поступательно, планомерно развивали свои производства, локализовывали компоненты, технологии. Рынок упал более чем на 50%», – оценил министр в выступлении на «Иннопроме». При этом в июне перед совещанием с президентом по автопрому он говорил, что автопроизводители и дилеры в России располагают запасами автомобилей, необходимо только стимулировать спрос на них.

Представитель «АвтоВАЗа» сказал «Ведомостям», что поддерживает инициативы правительства «по введению эффективных мер поддержки спроса, которые крайне положительно зарекомендовали себя в прошлые годы».

Сейчас на рынке коммерческого транспорта сложилась парадоксальная ситуация, когда нет даже регулярных программ, которые действовали и прекрасно работали и в более благоприятные периоды, говорит представитель «Группы ГАЗ». По его словам, этих мер давно ждут потребители и их запуск позволит поддержать спрос.

Смысл запускать программы поддержки спроса есть, ведь автоконцерны начали выпуск доступных моделей, как раз попадающих в ценовой диапазон этих программ, сказал «Ведомостям» представитель ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД). «АвтоВАЗ» после серии простоев в июне действительно начал выпускать «антикризисную» Lada Granta – без антиблокировочной системы тормозов и подушек безопасности. Помимо него легковые машины в России сейчас выпускают УАЗ, китайский Haval и «Автотор». Работают заводы «Группы ГАЗ» и «Камаза».

«В условиях катастрофического падения рынка, дефицита производства и серьезного роста цен важно поддержать покупателя льготными программами. Ведь продажи способствует как работе дилерской сети, так и самих автопроизводств», – подчеркнул представитель РоАД в беседе с «Ведомостями».

Программы поддержки спроса – это спасение отрасли, но спасать особо некого, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, данные программы будут актуальны в первую очередь для тех, кто сейчас еще выпускает автомобили. Но эксперт сомневается, что «антикризисная» Lada даже со скидкой на кредит или лизинг сможет заинтересовать покупателя, пока на вторичном рынке есть возможность купить неплохой автомобиль с пробегом за те же деньги.