Цены на новые машины пытаются вернуться к докризисному уровню

Но их дальнейшее снижение под вопросом из-за дефицита автомобилей у дилеров
Дальнейшего изменения цен в течение года ожидать не стоит 
Дальнейшего изменения цен в течение года ожидать не стоит  / Максим Стулов / Ведомости

Средневзвешенная стоимость с учетом занимаемой доли рынка новой легковой машины в России по итогам пяти месяцев 2022 г. составила 2,38 млн руб., следует из данных аналитического агентства «Автостат», с которыми ознакомились «Ведомости». Это на 7% ниже апрельских цен и на 15% – цен марта, когда был зафиксирован абсолютный рекорд стоимости новой легковушки – 2,8 млн руб. В январе такая машина стоила лишь 2,09 млн руб., что на 18% больше в годовом выражении, сообщал «Автостат».

«Автостат» в своих расчетах отталкивается от рекомендованных розничных цен производителя (РРЦ), которые не включают в себя наценку автосалонов в виде дополнительного оборудования и услуг. Размер розничной накрутки может составлять 10–30% от РРЦ, указывало агентство.

Средняя цена новой машины на auto.ru в июне составила 3,7 млн руб. против 4,94 млн руб. на середину марта и 3,08 млн руб. в январе, сказал «Ведомостям» представитель классифайда. «В конце февраля дилеры ввели значительные наценки, чтобы защитить себя от рисков курсовых колебаний и нестабильной ситуации с поставками. В апреле и мае наценки начали снижаться: продавцы ориентировались на платежеспособных клиентов», – говорит руководитель группы исследований и аналитики auto.ru Алексей Муханов.

Иную динамику цен описывает «Авито авто». По данным компании, цены на новые машины росли с начала года и этот подъем не прекратился. С отметки в 2,07 млн руб. за новый автомобиль в январе они выросли до 2,35 млн руб. в апреле и до 2,43 млн руб. в июне.

Цены на новые легковые машины, скорее всего, вернутся к докризисным уже в июне, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, в дальнейшей перспективе можно ожидать «очень медленное» снижение цен. «Машины на складах дилеров есть, но трафик в салонах маленький. Когда дилерам нужно продать, они стараются снизить цену», – поясняет Удалов.

Но у дилеров есть и понимание, что машин тех марок, которые ушли с рынка либо полностью прекратили поставки в Россию, в этом году не будет и в следующем тоже, поэтому сильного снижения стоимости на имеющийся ассортимент не будет, считает эксперт. Цены сейчас зависят не столько от доллара и евро, сколько от потребности продавца в оборотных средствах в конкретный момент, отмечает он.

Авторитейл характеризует высокая степень закредитованности, говорила в интервью «Ведомостям» гендиректор «Рольфа» Светлана Виноградова в начале июня. Многим дилерам пришлось выкупить машины у производителей весной по очень высоким ценам, так как авторитейл понимал, что это последнее, что они могут взять.

По словам Виноградовой, кредитная нагрузка будет заставлять дилеров продавать имеющиеся складские запасы, потому что деньги стоят дорого, а кредиты обслуживать нужно. Те же [незакредитованные] продавцы, кто работает «за свои», могут придержать запасы машин до осени, чтобы продать их с большей маржинальностью, допускала топ-менеджер.

Дальнейшего изменения цен в течение года ожидать не стоит в силу отсутствия отгрузок автомобилей, говорит заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Алексей Стариков. По его словам, основной рост цен на новые машины пришелся на I квартал этого года, в среднем их стоимость выросла в диапазоне от 30 до 40%.

За месяц с момента официального признания независимости ДНР и ЛНР и начала СВО автоцены подскочили на 50–60%, говорили опрошенные «Ведомостями» автодилеры в конце марта. На тот момент больше половины мощностей по производству автомобилей в России уже простаивало, курс доллара был на уровне 104 руб./$, евро – на 10 руб. выше. Сейчас автомобили выпускают лишь национальные автопроизводители «АвтоВАЗ», УАЗ, группа ГАЗ, а также китайская Haval. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей за пять месяцев 2022 г. снизились более чем в 2 раза до 663 312 машин, следует из статистики Ассоциации европейского бизнеса.

В конце февраля – начале марта была большая неопределенность, связанная с предложением автомобилей и валютными курсами и дилеры подняли цены, чтобы перестраховаться, объясняет автоэксперт Владимир Беспалов. На снижение цен повлияло снижение спроса и курсов валюты, говорит он. По его словам, люди стараются искать более дешевые машины – как на первичном, так и на вторичном рынке.

Предложение на рынке остается ограниченным, всплеска спроса ожидать не приходится, но при сохранении текущей ситуации цены могут снизиться еще на несколько процентов, допускает эксперт.