За месяц автомобили подорожали на 30–60%

Продажи по итогам 2022 года могут упасть на треть
Для снижения цен нет причин, так как поступления машин ждать не приходится
Для снижения цен нет причин, так как поступления машин ждать не приходится / Максим Стулов / Ведомости

Цены на новые легковые автомобили в России за месяц с момента официального признания независимости ДНР и ЛНР 21 февраля и последующего начала специальной военной операции на Украине растут на 50–60%. Об этом рассказали опрошенные «Ведомостями» автодилеры. Средневзвешенная (с учетом доли рынка) цена новой легковой машины за 2021 г. выросла на 18% до 2 млн руб., оценивало ранее агентство «Автостат».

Хотя 83% продаваемых в стране легковушек местной сборки, в них по-прежнему велика доля зарубежных комплектующих, которые закупаются за валюту. Рубль же просел к доллару и евро с 21 февраля на 24 и 21% соответственно, следует из данных Мосбиржи на 18 марта. Курс ЦБ на 18–20 марта составлял 103,95 руб./$ и 114,39 руб./евро.

Стоимость новых автомобилей будет проиндексирована с учетом увеличения курсов валют после того, как они стабилизируются, говорит заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Алексей Стариков. По его оценке, совокупный рост цен может достигнуть 50%. «Всплеска трафика в автосалонах сейчас нет, спрос умеренный. Мы фиксируем рост клиентских запросов в наши сервисные центры. Клиенты стараются пройти необходимые процедуры заранее, ожидая роста цен на запчасти и усиления дефицита», – отмечает Стариков.

Генеральный директор ГК «Автоdom» Андрей Ольховский говорит, что за последний месяц цены выросли на 60–70%. Из них рост на стороне импортера (так называемая рекомендованная розничная цена, РРЦ. – «Ведомости») составил порядка 40%, остальное – дилерская наценка. Изменение стоимости в основном происходило в начале и середине марта и оно было одним из самых существенных за последние годы, уточняет топ-менеджер.

По словам Ольховского, сейчас основным драйвером роста цен является неизвестность. Принятый ЕС четвертый пакет санкций существенно ухудшил положение авторитейла в России, говорит он. Речь идет о пакете экспортных ограничений ЕС в части запрета поставок в Россию машин дороже 50 000 евро. «Это заставляет дилеров поднимать цены выше самых немыслимых пределов. Трафика в дилерских центрах сейчас почти нет – есть точечные контакты с высокой реализацией сделок. Сегодня совершают сделки те, кому нужен автомобиль, несмотря на ситуацию», – заявил Ольховский в разговоре с «Ведомостями».

Представители «Рольфа» и «Автомира» от комментариев отказались. Оценки Росстата, который считает рост цен по РРЦ, оказались более умеренными. По данным ведомства, импортные и локально собранные иномарки с 25 февраля по 4 марта подорожали в России на 15,2%, российские автомобили – на 17%. За неделю с 5 по 11 марта – еще на 6,9 и 0,4% соответственно.

По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, реальные цены в автосалонах выросли пока чуть более чем на 30%.

Диапазон конечной цены у дилеров разный и зависит прежде всего от количества складских запасов конкретного продавца и от того, когда у него планируется следующая поставка, указывает эксперт. «Нельзя сказать, что машин у дилеров нет. Те, у кого машин мало и поставка будет не известно когда, задирают цены до потолка. Но по ряду европейских марок у дилеров склады примерно на уровне месячных продаж», – сказал Удалов. По его словам, дилерская наценка на одну из самых популярных иномарок в России – Hyundai Solaris составляет сейчас около 1 млн руб.

Средняя цена новой машины на auto.ru выросла за месяц с 15 февраля почти на 60% до 4,94 млн руб., следует из данных классифайда. Цены начали меняться в конце зимы и первые дни весны: 28 февраля машины стоили уже на 4% дороже, чем 27‑го, а к 1 марта подорожали ещё на 5,3%, по данным auto.ru. Самый сильный рост цен по отношению к предыдущему дню отмечался 5 и 7 марта: на 7,1% и 8,5% соответственно.

Такой скачок цен явился следствием резкого изменения курса валют вкупе с имеющимся дефицитом и нарушением логистических цепочек, поясняет представитель ассоциации «Российские автодилеры». «События конца февраля 2022 г. обесценивают все предыдущие факторы, которые мы ранее считали существенными. На данный момент делать какие-либо прогнозы сложно. События меняются очень стремительно. Наряду с заявлениями в СМИ о прекращении поставок мы получаем официальные письма от производителей с заверением о наличии необходимого количества запчастей и продолжающейся работе с дилерской сетью», – сказал собеседник.

Ситуация нестабильная и прогнозировать дальнейшее развитие событий крайне сложно, соглашается Стариков. Все автодилеры сейчас находятся в аналогичных условиях, отмечает он. Пока официальной информации о каких-либо изменениях и приостановках работы от импортеров не поступало, говорит собеседник «Ведомостей». Чтобы давать прогнозы, нужно дождаться окончания активной фазы спецоперации и далее по итогу смотреть за рельефом бизнеса, который будет в России, считает Ольховский. Он не исключает, что некоторые игроки уйдут из авторитейла.

Пока же никто из крупных игроков автомобильной индустрии не заявил об уходе с российского рынка. Volkswagen Group Rus (заводы в Калужской области и Нижнем Новгороде), Renault (завод в Москве), Mercedes (Подмосковье), BMW (Калининград), Hyundai, Toyota, Nissan (все три бренда делаются в Санкт-Петербурге) и «Соллерс Форд» (Елабуга) приостановили выпуск машин в России. Среди импортеров, приостановивших ввоз машин, – Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda и др.

На конец третьей недели марта в России продолжали работать лишь 44% мощностей по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей, которые были задействованы в 2021 г., подсчитали «Ведомости». Речь идет о заводах «ПСМА рус» альянса Stellantis и Mitsubishi, калининградском «Автоторе» (по сборке Kia и Hyundai), Haval, группе ГАЗ, «АвтоВАЗе» (в Тольятти), УАЗе, «Мазда Соллерсе» и Isuzu. Вместе эти заводы выпустили примерно 607 000 легковых и легких коммерческих автомобилей за прошлый год.

Дальнейшая динамика цен будет зависеть от геополитики, говорит Удалов. Но поскольку оборот валюты ограничен, курсы более-менее стабилизируются и такого роста цен, который произошел, уже не будет, надеется он. Но и для снижения цен нет причин, так как поступления машин ждать не приходится, считает Удалов. По оценке эксперта, быстрее других у дилеров будут появляться французские и корейские машины, но и у этих марок пока проблемы с компонентами и логистикой. Даже если в России останутся только они, а также «АвтоВАЗ» и китайские бренды, это уже 60–70% рынка, отмечает Удалов.

Эксперт предполагает, что по итогам 2022 г. рынок новых легковых автомобилей окажется на уровне 1 млн машин. В 2021 г., по оценке «Автостата», продажи таких автомобилей составили 1,536 млн единиц (+3,3% к 2020 г.).