Автодилеры просят правительство поддержать отрасль

Без существенных льгот автосалонам может оказаться нечем торговать
Ситуация у автодилеров достаточно тяжелая, если не сказать критическая: машин нет в наличии
Ситуация у автодилеров достаточно тяжелая, если не сказать критическая: машин нет в наличии / Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) направила письмо на имя премьера Михаила Мишустина с просьбой о комплексной поддержке продавцов машин в кризисной ситуации, которая характеризуется ограничениями поставок автомобилей и запчастей. Об этом «Ведомостям» рассказали источники из сферы продаж и обслуживания автомобилей. В аппарате правительства «Ведомостям» подтвердили получение письма, документ передан в Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин для ответа. Представитель Минпромторга сказал, что письмо «изучается», остальные ведомства не ответили или отказались от комментариев. Комментировать письмо не стал и представитель РоАД.

Автодилеры не рассчитывают, что все приостановившие поставки иностранные автоконцерны вернутся на рынок, пересказывает источник «Ведомостей» содержание письма РоАД. Это касается не только автомобилей, но и запчастей. «Продавцам придется сосредоточиться на продажах машин с пробегом. Поэтому первой необходимой мерой поддержки от государства дилеры видят отмену двойного НДС, возникающего при продаже подержанных автомобилей между юрлицами», – говорит он. Ассоциация еще до специальной военной операции на Украине, идущей с 24 февраля, планировала обратиться к госрегуляторам с такой просьбой («Ведомости» писали об этом 22 февраля). Это позволит вывести вторичный рынок из тени и увеличить поступление налогов в бюджет на 50 млрд руб. в год, посчитали в РоАД. По итогам 2021 г. только 15% из 6,5 млн проданных на вторичном рынке машин было реализовано через автосалоны, следует из данных ассоциации.

Резко возросшее санкционное давление ЕС и США из-за специальной военной операции и девальвации рубля к доллару и евро привели к тому, что автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузку машин. Сейчас большая часть российских и локализованных в РФ автозаводов приостановили производство, а импортеры не отгружают машины.

Теперь РоАД также предлагает обнулить таможенные пошлины на ввоз готовых автомобилей (сейчас 15%. – «Ведомости») и запчастей из определенных стран. Это позволит компенсировать дефицит новых машин и развивать продажи неоригинальных запчастей в условиях, когда поставок оригинальных компонентов не будет.

Отдельный блок предложений посвящен кредитно-налоговым послаблениям. РоАД просит для автосалонов невозвратных кредитов на выплату зарплат при условии, что дилеры не будут массово увольнять людей, говорит источник «Ведомостей». Подобная мера уже применялась правительством в разгар пандемии коронавируса в 2020 г. Но тогда доступ к зарплатным кредитам дилеры получили не сразу и далеко не все, а лишь крупные игроки. Это было связано с особенностями кодов экономической деятельности (ОКВЭД), которые регламентируют деятельность авторитейлеров.

Дилеры просят также ввести мораторий до конца 2024 г. на повышение ставок по кредитам, выданным с 1 марта 2022 г., предоставить кредитные каникулы на выплату основного долга и освободить их от проверок на тот же срок. Среди прочих желаемых мер поддержки в краткосрочной перспективе мораторий на повышение арендных ставок, тарифов ЖКХ, на взыскания за просрочку уплаты налогов, освобождение от налога на имущество собственников зданий, где располагаются автосалоны, и освобождение сотрудников дилерских центров от уплаты НДФЛ.

Ассоциация также считает, что текущая стратегия развития автопрома (принята в 2018 г. до 2025 г. – «Ведомости») оказалась несостоятельной в условиях «идеального шторма», когда зависимый от импорта сектор промышленности из-за санкций и неопределенности поставок не может быстро его заместить. В связи с этим РоАД, по словам одного из собеседников «Ведомостей», предлагает создать межведомственную комиссию и до конца года разработать новую стратегию автопрома и авторитейла. Она должна учитывать полный жизненный цикл автомобиля от разработки до утилизации, что обеспечит баланс интересов в отрасли и уверенность ее участников в завтрашнем дне без дополнительного вмешательства государства.

Продавцы машин ожидаемо поддерживают этот комплекс инициатив. В АГ «Авилон» знают об обращении РоАД и принимали участие в разработке проекта письма, сказал «Ведомостям» заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей компании Алексей Стариков. По его словам, такие меры помогут авторитейлу. Знают о предложениях и в ГК «Автоdom». По словам представителя дилера, РоАД также выступил с инициативой внести ряд автодилеров в число системообразующих предприятий, которые могут получать дополнительные льготы. «Автоdom» и «Автоспеццентр» подали свои заявки, сказал «Ведомостям» представитель компаний. Комментировать рациональность смены стратегии развития отрасли дилеры отказались.

Ситуация у автодилеров достаточно тяжелая, если не сказать критическая: машин нет в наличии и очень мало определенности в части того, как будет дальше, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По его словам, на долгосрочные перспективы импортозамещения в автопроме уйдет время, а сейчас нужно в первую очередь восстановить производство и поставки машин, насколько это возможно.