Правительство все-таки может перезапустить программу госзакупок автомобилей
Но окончательное решение пока не принятоГоскомпании и органы власти в 2022 г. могут дополнительно получить до 20 млрд руб. на закупку высоколокализованных российских автомобилей. Об этом 14 марта сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с предложениями Минпромторга. Представитель ведомства от комментариев «Ведомостям» отказался.
Сейчас о том, необходима ли эта мера, в правительстве идут сложные дискуссии. Выделение дополнительных бюджетных ассигнований на госзакупки автотехники присутствовало в проекте правительственного плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций от 3 марта 2022 г. Этот документ есть в распоряжении «Ведомостей». Он предусматривал подготовку соответствующего постановления правительства к 1 мая. Ответственными ведомствами были назначены Минпромторг, Минфин и Росимущество, а бюджет меры был оценен в 20 млрд руб. Ожидаемый эффект – поддержание спроса на автомобили отечественного производства.
Но из более поздней версии данного плана от 9 марта (также есть у «Ведомостей») эта мера уже исчезла. Источник газеты среди топ-менеджмента одного из автоконцернов объяснял это тем, что в условиях санкций, дефицита компонентов и разрушения логистических цепочек не понятно, будет ли из чего российским автоконцернам производить машины. 14 марта он заявил «Ведомостям», что госзакупки автомобилей вернулись в план по развитию экономики в условиях санкций, а его новая версия должна появиться 15 марта.
Источник «Ведомостей» в другом автоконцерне говорит, что слышал о подготовке такой программы, но на план поддержки экономики старается не ориентироваться, поскольку он очень часто меняется. Финальная версия документа должна появиться 15–16 марта, отмечает он. По словам источника, госзакупки машин в текущих условиях – это «лучше, чем ничего».
Но источник, близкий к правительству, заявил «Ведомостям», что в версии плана на 18.00 14 марта дотаций на госзакупки автомобилей не было.
Программа опережающих закупок автотехники компаниями с госучастием и органами власти была запущена в 2020 г. по поручению президента Владимира Путина. Она стала одной из основных мер господдержки для отрасли в период пандемии коронавируса. За ее счет было закуплено дополнительно около 33 000 автомобилей на 70 млрд руб., сообщал тогда Минпромторг. Около половины от общего количества проданных по этой программе автомобилей пришлось на продукцию «АвтоВАЗа».
К закупаемым автомобилям предъявляли требования по локализации в соответствии с постановлением № 719. В частности, закупать для государственных нужд в 2020 г. можно было машины, набиравшие в соответствии с балльной системой оценки локализации Минпромторга не менее 2000 баллов («Ведомости» писали об этом 17 января 2021 г.). Это позволяло, к примеру, принимать участие в госзакупках французской Renault. C 2021 г. порог отсечения по уровню локализации для госзакупок был повышен до 3200 баллов.
В текущих условиях любая господдержка будет полезна нашим автозаводам, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По сути, эта мера – продолжение программы 2020 г., бенефициарами которой стали основные российские автоконцерны «АвтоВАЗ», группа ГАЗ, УАЗ и «Камаз», говорит он. «Кое-что они смогут собрать для государства, но модельный ряд сузится до четырех-пяти моделей», – считает эксперт. Среди них будут Lada Niva и Lada Granta, УАЗ (семейство СГР), грузовики «Камаз» поколения К3, автобусы и «Газели» с двигателями Ярославского моторного завода. Объем закупок, по оценке Бургазлиева, будет меньше по сравнению с 2020 г. как минимум на треть.
Рынок грузовиков претерпит изменения и сократится из-за санкционных ограничений, дефицита компонентов и сложностей в логистике, сказал «Ведомостям» представитель «Камаза». В этих условиях данная мера будет играть важную роль в поддержке авторынка, отметил он.