Автоконцерны просят продлить пошлины на металл из-за роста цен на машины
Но в Минпромторге пока не обсуждают этот вопросОбъединение автопроизводителей России (ОАР) направило в Минпромторг письмо с предложением сохранить экспортные пошлины на металлопродукцию на 2022 г., выяснили «Ведомости». В объединение входят «АвтоВАЗ», «Камаз», группа «ГАЗ», «Соллерс», «Рено Россия», МАЗ и «Автотор», председателем ОАР является гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин подтвердил «Ведомостям» факт отправки письма. По его словам, необходимо урегулировать цены на металл внутри страны на будущий год, а металлургам следует в первую очередь работать на внутренний рынок.
Эту тему поднял, выступая на круглом столе в Совете Федерации 26 ноября, и вице-президент «АвтоВАЗа» по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак. Как только действие экспортных пошлин на металлы закончится, снова начнется взрывной рост цен на них и, как следствие, подъем цен на автомобили, рассказал он (его слова передал «Интерфакс»). Тогда же топ-менеджер попросил правительство продлить действие экспортных пошлин на 2022 г. Громак добавил, что «АвтоВАЗ» с другими автоконцернами уже обратился с соответствующей просьбой в Минпромторг.
«Камаз» подписался под письмом ОАР и полностью поддерживает данную инициативу, сказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, «Камаз» в основном закупает металл у «Северстали» и Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Компания старается заключать долгосрочные контракты с металлургами сроком около года, сказал представитель «Камаза», не уточнив других условий. Контракты на поставки в 2022 г. пока не заключались, добавил собеседник газеты.
Представитель «Соллерса» также сказал, что поддерживает это обращение. Связаться с представителем МАЗа «Ведомостям» не удалось. Остальные автопроизводители от комментариев отказались.
С октября 2020 г. по июль 2021 г. цены на металл по разным позициям выросли от 45 до 90%, сказал «Ведомостям» источник среди российских автопроизводителей. «Введенная в августе временная экспортная пошлина помогла затормозить этот рост. Но, в случае если ее не продлят, рост цен на металлопрокат может составить еще 20–30% как минимум. Это станет серьезной нагрузкой для автозаводов и перейдет в рост цен на автомобили», – предупредил собеседник газеты.
Автоконцернам и так сложно: дефицит микроэлектронных компонентов, добравшийся до России тем же летом 2021 г., лишил автозаводы возможности удовлетворить нарастающий по мере восстановления экономики от пандемии спрос. В результате выросли цены. По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная стоимость новой легковой машины по итогам 2021 г. составит 1,96 млн руб., что на 17% больше по сравнению с прошлым годом. По данным Росстата, по легковым автомобилям индекс потребительских цен октября 2021 г. составил 111,5% к декабрю 2020 г. Выступая в Совете Федерации, Громак также предложил правительству распространить стимулирующие меры господдержки на иностранных производителей автоэлектроники, при условии что они локализуют производство в России, передавал «Интерфакс».
Правительство утвердило введение временных пошлин на экспорт черных и цветных металлов за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС; помимо РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) с 1 августа по 31 декабря 2021 г. Инициатива исходила от министра экономического развития Максима Решетникова и была поддержана премьером Михаилом Мишустиным. За время действия пошлин Решетников предлагал разработать постоянно действующий механизм, который позволил бы аккумулировать часть прибыли металлургов от сверхблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках.
Экспортная пошлина делится на две составляющие – базовую ставку и специфическую. Базовая составляет 15%, специфическая зависит от степени переработки экспортируемой продукции в случае черных металлов и от вида металла в случае цветных. Например, для окатышей и иной продукции с ориентировочной стоимостью $400 за 1 т минимальная специфическая пошлина будет составлять $54 за 1 т, для плоского горячекатаного проката, арматуры – не менее $115 за 1 т, для холоднокатаного проката, проволоки ориентировочной стоимостью до $1300 за 1 т минимальная пошлина будет на уровне $133 за 1 т. Автомобильный лист, который закупают концерны для штамповки деталей кузова, относится как раз к холоднокатаному прокату. Правительство планировало привлечь в бюджет 163–164 млрд руб. от ввода этой пошлины, сказал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
На следующий месяц после введения пошлин цены на прокат начали стабилизироваться и затем откатываться вниз, говорил в Совфеде Громак. Но из-за того что пошлины установлены только до конца года, уже сейчас – в ноябре к октябрю – цены на сталь выросли от 4 до 11%, оценил он.
Текущие индикаторы рынка пока говорят о снижении цен на стальной прокат, отмечает директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, определенные ожидания роста цен могут быть связаны с падением рубля к доллару, что вызвано ухудшением нефтяных котировок на фоне продолжения политики покупки валюты Минфином и ЦБ. Пошлина в 2022 г. должна быть отменена и заменена на акциз на жидкую сталь, который рассчитывается от цены полуфабрикатов, напоминает аналитик. «Претензии автопроизводителей вызывают определенные вопросы. Стального проката в автомобиле требуется чуть более тонны с учетом отходов производства, поэтому принципиального влияния на стоимость собранных автомобилей прокат не оказывает», – считает Гришунин. Гораздо больший эффект, по его мнению, имеют стоимость компонентов и курс национальной валюты.
Формирование отпускных цен на автомобили зависит от многих факторов, в том числе и от цен на металлопродукцию, полупроводники, логистику и т. д., но решающим среди всех факторов в условиях товарного дефицита является баланс платежеспособного спроса и предложения, заявил представитель Минпромторга «Ведомостям». Обсуждение продления экспортных пошлин в министерстве не идет, добавил он.
Представитель Белоусова перенаправила вопросы «Ведомостей» в Минэкономразвития. Представитель ведомства на них не ответил.
Представитель «Северстали» от комментариев отказался. Представители ММК и Новолипецкого металлургического комбината на вопросы «Ведомостей» не ответили.