Снижение продаж легковых машин продолжится и в 2022 году

Но сегменты коммерческих автомобилей будут расти, хотя и меньшими темпами
Продажи бурно росли в начале года на фоне восстановления экономики после первого пандемийного года, но с лета начали падать
Продажи бурно росли в начале года на фоне восстановления экономики после первого пандемийного года, но с лета начали падать / Максим Стулов / Ведомости

Базовый прогноз на 2022 г. по продажам новых легковых автомобилей в России предполагает их снижение на 3% относительно 2021 г. Об этом говорится в презентации аналитического агентства «Автостат», с которой ознакомились «Ведомости». Оптимистичный прогноз агентства на будущий год предполагает рост легкового рынка на 5%, а пессимистичный – снижение на 11%.

По прогнозу «Автостата», в 2021 г. в России будет продано 1,48 млн новых легковых машин – на 1% больше, чем в прошлом году. За январь – октябрь рост продаж в сегменте составил 9% до 1,27 млн шт., подсчитало агентство на основе данных ГИБДД о регистрациях транспортных средств.

Реализация того или иного сценария будет зависеть от того, насколько долго продлится дефицит автомобилей, пояснил «Ведомостям» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Кроме того, влияние на рынок окажет пандемия коронавируса, которая идет волнами в разное время по всему миру: от этого возникают трудности с синхронизацией цепочек поставок для автоконцернов, говорит он. Немалую роль сыграет и то, как долго будет продолжаться стремительный рост цен на автомобили в России, заметил Удалов, указывая, что это вкупе с инфляцией может повлечь за собой исчерпание покупательной способности населения.

При этом легковой сегмент и сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) сейчас падают: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), их продажи в октябре упали на 18,1% по сравнению с октябрем 2020 г. – до 126 204 шт. В сентябре снижение составило 22,6%. За счет высоких продаж в первой половине года в январе – октябре сегменты показали рост на 10,5% до 1,314 млн автомобилей.

Ключевым фактором динамики авторынка в 2021 г. стал дефицит электронных компонентов. Продажи бурно росли в начале года на фоне восстановления экономики после первого пандемийного года, но с лета начали падать, так как автозаводы без чипов не способны удовлетворить спрос. Параллельно выросли и цены. По данным «Автостата», средневзвешенная стоимость новой легковой машины по итогам 2021 г. составит 1,96 млн руб., что на 17% больше по сравнению с прошлым годом. «На фоне дефицита новых автомобилей будет сохраняться тенденция к их подорожанию. Традиционно большая волна корректировок цен пройдет в начале будущего года. До этого времени также возможны точечные повышения цен на автомобили отдельных брендов или моделей», – сказал «Ведомостям» директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников.

В октябре председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель отмечал, что автопрому предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок. Сегодня динамику авторынка определяет доступность товарных автомобилей, поскольку спрос сейчас превышает предложение, говорит Мирошников. По его словам, скорого улучшения ситуации с дефицитом машин не предвидится, поэтому «Рольф» прогнозирует, что по итогам года рынок повторит прошлогодний результат, а по результатам ноября и декабря рынок будет в минусе.

Согласиться с тем или иным вариантом развития событий в 2022 г. сейчас достаточно сложно из-за того, что в отрасли все еще крайне заметен дефицит автомобилей и полупроводников и пока нет точного понимания, когда все нормализуется, сказал «Ведомостям» предправления «Авилона» Андрей Павлович. По его словам, не стоит ожидать, что дефицит разрешится быстро, так как планирование производства обычно закладывается на перспективу нескольких месяцев. «Можно прогнозировать, что в ближайшие 7–8 месяцев ситуация с поставками не претерпит значительных изменений. Также можно ожидать, что в течение ближайших месяцев стоимость новых автомобилей еще вырастет в среднем на 5%», – сказал он «Ведомостям».

При этом по сегментам коммерческих автомобилей аналитики «Автостата» прогнозируют рост даже в базовом сценарии, хотя его динамика серьезно замедлится по сравнению с текущим годом.

Для новых LCV в базовом сценарии рост в 2022 г. составит 1%, прогноз по продажам на этот год – 138 000 машин, что на 32% больше, чем в ковидном 2020 году. Оптимистичный вариант развития рынка предполагает рост продаж на 5%, пессимистичный – снижение на 6%. Традиционно сильнейшие представители этого сегмента – коммерческие автомобили на базе ГАЗ «Газель Next», Ford Transit и УАЗ.

Базовый прогноз для среднетоннажных грузовиков (MCV) предполагает в 2022 г. рост продаж на 3%. В этом году в России будет продано 20 200 таких грузовиков – на 15% больше, чем в 2020 г. По итогам января – октября продажи выросли уже на 20% до 16 900 MCV, подсчитало агентство. Оптимистичный расклад на будущий год предполагает рост рынка MCV на 6%, пессимистичный – снижение на 6%. Основные продажи сегмента приходятся на ГАЗ «GAZon Next», различные модели МАЗ, Isuzu, Hyundai и Mitsubishi Fuso.

Рынок тяжелых грузовиков (HCV) в 2022 г. может подрасти в базовом варианте на 2%. В 2021 г. должно быть продано 76 600 HCV, на 34% больше, чем годом ранее. За 10 месяцев уже продано 63 500 HCV (рост на 43%). Оптимистичный прогноз на 2022 г. предполагает рост в сегменте на 6%, пессимистичный – снижение на 5%, подсчитал «Автостат». Лидером рынка является «Камаз» (в 2021 г., по данным компании, его доля составит 49%).

Сейчас происходит перераспределение объемов грузоперевозок между сегментами транспортной отрасли, отмечает представитель «ВТБ-лизинга». По его данным, за 10 месяцев 2021 г. автотранспортом было доставлено на 3% меньше грузов, чем в тот же период 2020 г., в то время как железнодорожные и авиаперевозки росли. «В 2022 г. продолжится дефицит на рынке грузовых автомобилей из-за отсутствия чипов и других компонентов в такой же степени, как и в легковом сегменте. Заказы на 2021 г. автопроизводители прекратили принимать еще в июле, увеличив срок производства с трех до девяти месяцев», – говорит собеседник «Ведомостей». «ВТБ-лизинг» также ожидает повышения утильсбора с 1 января, что серьезно скажется на конечной стоимости машин. В качестве позитивного фактора представитель компании отметил программу льготного лизинга от Минпромторга, которая должна заработать с 1 января.