«АвтоВАЗ» запрещает дилерам продавать Lada без допоборудования
Это повысит цену машин на 8000–30 000 рублей«АвтоВАЗ» с 15 ноября будет самостоятельно регламентировать вопрос установки дополнительного оборудования на Lada, рассказали «Ведомостям» источники в крупных федеральных дилерах марки. «Автомобили будут продаваться с аксессуарами, которые предписывает устанавливать завод, их дилер также обязан закупить у завода. Увеличение цены машины для клиента составит от 8000 до 30 000 руб. Дилер заработает от 2500 до 7000 руб. от этой суммы», – сказал один из продавцов «АвтоВАЗа». Таким образом, с 15 ноября купить Lada без дополнительных опций станет невозможно.
«АвтоВАЗ» пытается хоть что-то заработать во время дефицита машин, говорит топ-менеджер другого дилерского холдинга. По его словам, новая политика концерна в части допоборудования затронет все модели Lada. Сам же набор дополнительных аксессуаров будет варьироваться в зависимости от комплектации и включать такие опции, как защита двигателя, коврики в салон и багажник, дефлекторы дверей, амортизаторы капота и декоративные молдинги для кузова.
Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев.
До сих пор «АвтоВАЗ», как и все другие автоконцерны, не включал дополнительные опции в минимальные комплектации, но установить их покупатель мог в салоне дилера, и прибыль от этого оставалась у продавца. Но с 18 октября «АвтоВАЗ» в шестой раз за год поднял цены – в среднем на 1,5% по всему модельному ряду. И тогда же завод начал комплектовать Lada обязательным дорожным набором за 2400 руб.
В него входит аптечка, знак аварийной остановки, буксировочный трос и огнетушитель. Стоимость такого набора в рознице составляет около 1500 руб.
Ситуация крайне необычная для рынка, говорит председатель совета директоров «БН-моторс» (крупный региональный дилер, в том числе «АвтоВАЗа») Алексей Подщеколдин. В обычных условиях дилерская наценка на автомобиль составляет 5–7%, сейчас она в 2 раза выше, сказал он «Ведомостям». «АвтоВАЗ» сейчас отгружает в среднем в 2 раза меньше машин, чем должен, и, видя, сколько дилеры навешивают оборудования, решил перетянуть прибыль за него на себя, объясняет Подщеколдин. По его оценке, дилер в таких условиях будет терять 20 000–30 000 руб. с одной машины, или 1,5–2 процентных пункта от своей наценки. Подщеколдин надеется, что данная мера со стороны завода будет носить временный характер на период дефицита автомобилей.
Автомобили Lada традиционно остаются в числе наиболее популярных в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе – сентябре 2021 г. Granta, Vesta, Niva и Largus входили в десятку самых продаваемых моделей и находились на 1, 2, 7 и 10-м местах соответственно. Общие продажи «АвтоВАЗа» за первые три квартала 2021 г. выросли на 18% в годовом выражении – до 268 849 машин. Но из-за дефицита микрочипов в сентябре «АвтоВАЗу» удалось продать лишь 17 189 машин, что на 51% ниже, чем в сентябре 2020 г.
При этом «АвтоВАЗ» первым из российских автоконцернов ощутил на себе глобальный дефицит микроэлектронных компонентов. Компания летом и осенью неоднократно приостанавливала сборку в Тольятти из-за нехватки микрочипов Bosch. Опрошенные «Ведомостями» автодилеры говорили тогда, что эти внеплановые паузы привели к дефициту самых популярных моделей – Lada Granta и Vesta. По этой же причине автоконцерн со второй половины сентября временно перестал оснащать выпускаемые автомобили модулями вызова экстренных служб «Эра Глонасс». Автодилеры марки говорили, что «АвтоВАЗ» уже уведомил продавцов о необходимости заключать с клиентами дополнительное соглашение о том, что модули устройств экстренного вызова доустановят не позднее середины 2022 г.
«АвтоВАЗ», видя, сколько дилеры зарабатывают на работах и запчастях, и зная себестоимость одного и другого, «просто решил взять этот кусок себе», говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «Если в закупке комплект ковриков в салон для Lada стоит 700–800 руб., то в салоне это уже около 3500 руб. То есть «АвтоВАЗ» просто хочет максимизировать свою прибыль за счет того, чтобы обязать дилеров покупать аксессуары у завода», – сказал он «Ведомостям». При этом жаловаться в Роспотребнадзор потребителю в этой ситуации не на что – это не навязывание, от покупки автомобиля можно просто отказаться, отмечает эксперт. По его словам, компания просто умело пользуется сложившейся ситуацией на рынке.