«АвтоВАЗ» с 18 октября вновь повысит цены на Lada в среднем на 1,5%

Но при 30%-ном дефиците машин на рынке покупатели этого не заметят
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

О планах «АвтоВАЗа» повысить с 18 октября рекомендованные розничные цены рассказали опрошенные «Ведомостями» автодилеры марки. Тогда же автомобили Lada начнут комплектовать обязательным дорожным набором, который прибавит к цене еще 2400 руб.

Подорожание составит в среднем 1,5% по всему модельному ряду, сказал «Ведомостям» председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. «Дефицит машин – примерно 30%, в такой ситуации рынок проглотит и большее подорожание. На каждые 10 покупателей только семь предложений по поставке, да и то через несколько месяцев», – обрисовал ситуацию собеседник газеты. По его словам, «АвтоВАЗ» повышает цены скромными шагами, что наряду с добавлением дорожного набора, пусть и себестоимостью примерно 500 руб., делает поднятие цен более этичным.

По данным другого регионального ритейлера марки, подорожание составит 6600 руб. на Lada Granta, 9600 руб. – на модели Vesta и Largus, 8600 руб. – на Niva Travel, 10 600 – на Lada Xray в стандартном исполнении. Обычная «Нива» (Legend) подорожает на 7600 и 17 600 руб. в трех- и пятидверном варианте соответственно. Информацию о росте цен с 18 октября подтвердил «Ведомостям» и основатель «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. По его словам, сейчас доукомплектовкой машин дорожным набором занимается дилер, новые поставки с завода будут комплектоваться этим набором на конвейере.

Это уже шестая индексация цен на Lada c начала года. По текущему прайс-листу с сайта компании, минимальная стоимость модели Granta составляет 550 900 руб., Vesta в кузове седан – 783 900 руб., Largus – 768 900 руб., Xray – 761 900 руб., трехдверная Niva Legend – 649 900 руб., Niva Travel – 820 900 руб.

Эти автомобили традиционно остаются в числе наиболее популярных в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе – сентябре 2021 г. Granta, Vesta, Niva и Largus входили в десятку самых продаваемых моделей и находились на 1-м, 2-м, 7-м и 10-м местах соответственно. Общие продажи «АвтоВАЗа» за первые три квартала 2021 г. выросли на 18% в годовом выражении до 268 849 машин.

Государственные меры поддержки спроса, лимиты по которым в основном выбирал «АвтоВАЗ», сейчас не действуют. В этом году на льготное автокредитование было выделено около 9 млрд руб., еще 3,8 млрд пошло на льготный лизинг. Правительство рассматривало возможность выделить еще 5 млрд руб. на автокредиты, но в итоге отказалось от этого из-за сильного превышения спроса над предложением на рынке.

Дефицит новых автомобилей на рынке начался еще в конце 2020 г. Тогда ограничения из-за распространения коронавируса и сезонные отпуска автозаводов привели к значительному снижению темпов выпуска машин. По итогам 2020 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 9% почти до 1,6 млн шт., сообщала АЕБ. Баланс спроса и предложения начал постепенно выравниваться в I квартале 2021 г., но к лету до российских автозаводов докатился мировой дефицит микроэлектронных компонентов.

Первым пострадал «АвтоВАЗ». Компания на протяжении лета неоднократно приостанавливала сборку в Тольятти из-за нехватки микрочипов Bosch. Опрошенные «Ведомостями» автодилеры говорили тогда, что эти внеплановые паузы привели к дефициту самых популярных моделей – Lada Granta и Vesta. В результате продажи компании в августе упали на 32% в годовом выражении до 19 428 автомобилей, а в сентябре – на 51% до 17 189 машин. Весь рынок, по данным АЕБ, за сентябрь сократился на 22,6% до 119 485 единиц, но по итогам трех кварталов еще держится в плюсе – продажи выросли на 15% в годовом выражении до 1,26 млн машин.

Дефицит на рынке вкупе с высоким спросом привели к тому, что средневзвешенная цена (с учетом занимаемой доли рынка. – «Ведомости») нового легкового автомобиля в России по итогам августа 2021 г. составила 2,14 млн руб., подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Это на 21% больше, чем в начале года. По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, такой динамики роста цен в течение календарного года не было за всю историю наблюдений, начиная с 2014 г. Агентство ожидает, что к концу года цены вырастут еще на 4 процентных пункта.

Потребителей такая индексация цен не оттолкнет, так как «в стоимости автомобиля это все равно копейки», отмечает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев. Но если бы «АвтоВАЗ» был нацелен на локализацию и работу с поставщиками комплектующих из стран Таможенного союза, компания не была бы столь подвержена изменениям цен на компоненты, указывает эксперт. Скорее всего, «АвтоВАЗ» повысит цены еще раз в декабре, предполагает Бургазлиев.