«АвтоВАЗ» перестал ставить «Эра-Глонасс» на свои автомобили
Это первый производитель, воспользовавшийся таким разрешением ЕЭК«АвтоВАЗ» с конца прошлой недели перестал устанавливать на новые автомобили модули вызова экстренных служб «Эра-Глонасс», рассказали опрошенные «Ведомостями» дилеры марки. Это связано, по их словам, с дефицитом микрочипов у производителей таких модулей.
Источники в компаниях – дилерах марки говорят, что «АвтоВАЗ» уже письменно уведомил продавцов о необходимости заключать с клиентами дополнительное соглашение о том, что «Эра-Глонасс» доустановят не позднее середины 2022 г. Собеседник «Ведомостей» в крупном региональном дилере Lada уточняет, что это условие касается всего модельного ряда «АвтоВАЗа». Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в конце августа разрешила не устанавливать до конца 2021 г. модули «Эра-Глонасс» на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы, выпускаемые на территории Евразийского экономического союза (входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия).
Исключение составляют транспортные средства для перевозки опасных грузов и автомобили для перевозки детей. Необходимость переходных положений вызвана дефицитом полупроводников, используемых при производстве устройств, а это создает риски вынужденного простоя крупнейших автопроизводителей союза, поясняла ЕЭК. Автоконцерны обязаны дооснастить автомобили устройствами вызова экстренных служб не позднее 30 июня 2022 г. Соответствующее решение ЕЭК было опубликовано 24 августа и вступило в силу через 30 дней. «АвтоВАЗ» стал первым автопроизводителем в России, который воспользовался этим разрешением ЕЭК, говорят опрошенные «Ведомостями» сотрудники автодилеров.
Устройства и системы оперативного вызова экстренных служб в России производят НПП «Итэлма», «Сантел навигация», Fort Telecom и др., сказал «Ведомостям» представитель оператора системы «Эра-Глонасс» – АО «Глонасс». «АвтоВАЗ» закупает продукцию «Итэлма». О том, что российские поставщики автомобильной электроники, и в частности модулей «Эра-Глонасс», столкнулись с общемировым дефицитом чипов, еще в начале марта 2021 г. писал «Коммерсантъ». Но тогда производственные компании еще могли покрывать этот дефицит из складских запасов, отмечало издание. Иностранные автопроизводители обычно закупают устройства у собственных поставщиков автоэлектроники – это более 15 различных компаний, пояснил представитель АО «Глонасс». По его словам, большинство иностранных производителей продолжают сейчас выпускать автомобили, оснащенные такими устройствами. На российских же автопроизводителях кризис электронных компонентов сказался сильнее, чем на зарубежных, констатировал собеседник издания.
«АвтоВАЗ» уже урезал комплектацию своих автомобилей. Из-за того же дефицита микроэлектроники Волжский автозавод с июня начал предлагать Lada Vesta, Xray и Largus в комплектации «комфорт лайт» – без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы, рассказывали «Ведомостям» дилеры марки. Причем автомобили в такой комплектации лишь на 10 000–13 000 руб. дешевле, чем с указанными опциями.
«АвтоВАЗ» был и первым среди российских автозаводов, который пострадал от перебоев с поставкой микроэлектроники: летом компания несколько раз приостанавливала сборку в Тольятти из-за нехватки микрочипов марки Bosch. Опрошенные «Ведомостями» автодилеры говорили тогда, что эти внеплановые паузы привели к дефициту в России самых популярных моделей – Lada Granta и Vesta. В итоге продажи Волжского автозавода в августе рухнули на 32% в годовом выражении, составив 19 428 автомобилей.
Периодически простои в сентябре вводило российское подразделение Volkswagen на своем заводе в Калуге, сообщал «Интерфакс». Группа ГАЗ в начале сентября стала выпускать некомплектные автомобили, чтобы не останавливать конвейер и не распускать рабочих, говорил «Ведомостям» управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов. Неделей позднее примеру ГАЗа последовал и московский завод Renault.
Автомобильную отрасль лихорадит из-за дефицита микрочипов уже несколько месяцев. Автопроизводители по всему миру не смогут выпустить в этом году 7–9 млн легковых автомобилей, подсчитали в августе аналитики BCG («Ведомости» сообщали об этом). В I квартале 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 1,4 млн новых автомобилей, во II квартале – 2,6 млн шт. Во второй половине года, согласно прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых машин.
Пока трудно сказать, успеет ли «АвтоВАЗ» выполнить обязательства перед своими потребителями в оговоренный ЕЭК срок, сказал «Ведомостям» аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По его словам, это будет зависеть от глобальной ситуации с поставками микрочипов предприятиям автопрома. Поскольку сейчас все больше свидетельств тому, что разрешение этой проблемы может перекочевать на 2023 г., то в первую очередь встает вопрос достаточности компонентов для текущей сборки автомобилей, отмечает аналитик.