Автодилеры просят защитить их от намерения производителей торговать напрямую
Нет никаких планов отказаться от дилеров, возражают производителиАссоциация «Российские автодилеры» (РоАД; включает 1300 организаций в РФ) просит Совфед принять «деятельное участие» в законодательном урегулировании взаимоотношений производителей и импортеров автомобилей с дилерами и потребителями, следует из письма РоАД главе комитета Совета Федерации по экономической политике Андрею Кутепову. «Ведомости» ознакомились с документом.
«Сегодня на автомобильном рынке происходят серьезные структурные изменения, в том числе анонсированные рядом дистрибуторов новые схемы продаж автомобилей покупателям напрямую от производителя, а также падение рынка в последние годы. Эти изменения могут привести к серьезным потрясениям и кризису в отрасли», – говорится в письме.
Упомянутые дистрибуторы – это структуры производителей и импортеров. Сейчас отношения между дилером и дистрибутором регламентируются договором присоединения. Условия дилерского контракта не согласовываются с самими дилерами, их разрабатывает дистрибутор – дилер эти условия либо принимает, либо нет, объяснил «Ведомостям» глава РоАД Вячеслав Зубарев. «То есть этот контракт – не предмет взаимного обсуждения. В такой конструкции производителю ничего не помешает при переходе на продажи через сайт компании ограничить передачу машин клиентам через одного дилера в пользу другого», – говорит Зубарев. Однако пока примеров такого поведения производителей и импортеров нет, признает он.
Нет сейчас и прямых продаж у производителей. Опрос «Ведомостей» среди топ-10 автопроизводителей по итогам I квартала показал, что лишь у нескольких из них есть опция приобретения автомобиля через интернет. И даже в случае если покупку можно полностью оплатить онлайн, деньги получит дилер, он же выдаст автомобиль в своем салоне. Там же на него установят по необходимости дополнительные опции, оформят страховку и организуют гарантийное обслуживание в дальнейшем.
Дамоклов меч прямых продаж
Письмо РоАД – не первая попытка защиты интересов продавца от интернет-технологий. В июле прошлого года Ассоциация владельцев кинотеатров на фоне экспериментов с премьерами фильмов в онлайн-кинотеатрах предложила закрепить правило: фильмы, изначально снятые для больших экранов, должны прокатываться в кинотеатрах не менее 90 дней до премьеры на онлайн-платформах. При нарушении данного правила предлагалось пересматривать условия проката конкретной картины в пользу офлайн-кинотеатров. Но кинотеатрам и продюсерам до сих пор не удалось договориться о размере так называемого цифрового окна.
При всех видимых удобствах выбора автомобиля онлайн отечественные потребители пока не готовы покупать такой продукт «не пощупав», что объясняет довольно низкую – около 3% – долю таких сделок на рынке, отмечает автоэксперт, партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
«С момента запуска платформы онлайн-продаж Hyundai 1 декабря 2020 г. было продано более 550 автомобилей. Мы не практикуем прямую доставку автомобилей, минуя дилерские центры. Проект онлайн-продаж, как новая и перспективная бизнес-модель, не ставит своей целью сокращение дилерских доходов. Для дилеров Hyundai новый канал – дополнительный источник прибыли, параллельный стандартным продажам, которые они осуществляют на свое усмотрение и в соответствии с нашими рекомендациями», – говорит представитель Hyundai. Нет прямых продаж и у Nissan – через сайт компании клиент может выбрать автомобиль и комплектацию, отследить ее наличие на складе, а также осуществить предоплату и выбрать дилера, у которого будет произведен окончательный взаиморасчет и получена машина, описывает представитель компании. Он также подчеркивает, что целей отнимать бизнес у дилера нет и Nissan рассчитывает, что дилеры по-прежнему останутся контактным лицом для покупателей.
Renault позволяет своим клиентам оплатить выбранный автомобиль частично или полностью через интернет, но дальнейшее взаимодействие также организовано через дилеров марки, говорит ее представитель. По схожему принципу работают в BMW, а Toyota лишь предоставляет своим клиентам онлайн-инструменты, связанные с бронированием автомобиля и заявкой на кредит, но они также привязаны к дилерам, поясняет представитель компании. «АвтоВАЗ», Kia, Skoda и Volkswagen вообще не занимаются продажами онлайн самостоятельно.
«Прямые продажи – это веление времени, и такую возможность надо предоставить», – считает Зубарев, отмечая, что к этому необходимо подготовиться, чтобы не случилось так, что дилерам одномоментно будет нечем торговать, из-за того что производители перейдут на прямую коммуникацию с потребителями. «Нужно просчитать влияние прямых продаж на рынок авторитейла в перспективе нескольких лет, продумать, как защитить инвестиции дилеров в салоны в случае одностороннего расторжения контракта со стороны производителя или импортера. Роль государства здесь – вырабатывание регулирования, должны существовать правила игры», – подчеркивает он. Дистрибуторы не должны без согласования с профильной ассоциацией открывать новые дилерские центры в том или ином регионе, а также устанавливать прямые продажи в местах с разветвленной дилерской сетью, резюмировал он.
Закон допускает прямые продажи, в таком случае гарантийные обязательства покупатель сможет предъявить как непосредственно изготовителю, так и авторизованному дилерскому центру, говорит автоюрист Сергей Радько. «Другое дело, что производитель в большинстве случаев просто не может предоставить собственный сервис, либо ему придется открывать такого же дилера под своей крышей, что неоправданно с точки зрения затрат», – рассуждает он.
Переход авторынка на прямые продажи – не самое приятное для дилеров, но неизбежное развитие событий, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «Дилерам нужно просто подстраиваться под новые реалии и искать новые ниши, думать о допуслугах, которые позволили бы им работать прибыльно. Это новая реалия рынка, какими-то административными мерами вопрос не решить, надо просто учитывать этот фактор в своих стратегиях в дальнейшем», – говорит эксперт.
По данным РоАД, сейчас в России 3574 дилерских центра, в них работает 230 000 человек, они ежегодно платят в региональные бюджеты налог на доходы физлиц в общем размере около 20 млрд руб. Суммарный объем кредитной задолженности автодилерских предприятий перед банками составляет порядка 600 млрд руб. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным АЕБ, в 2020 г. снизились на 9,1% почти до 1,6 млн единиц.