Проекту первого российского серийного электромобиля отказано в бюджетном кредите

Компания Zetta из-за отсутствия средств вынуждена перенести старт производства
В разработку моделей, выпуск опытных образцов и создание производственной площадки уже было вложено 570 млн руб.
В разработку моделей, выпуск опытных образцов и создание производственной площадки уже было вложено 570 млн руб. / Zetta

Запуск серийного производства российского электромобиля City Modul 1 компании Zetta отложен на период после 2020 г. из-за того, что компания не получила заем в 99,9 млн руб. от Фонда развития промышленности (ФРП), рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. В займе отказал экспертный совет фонда. Это подтвердили гендиректор Zetta Денис Щуровский и представитель фонда.

Zetta хотела начать серийное производство в начале 2020 г., потом из-за пандемии перенесла планы на конец года. «В этом году мы однозначно не успеем начать производство. Планы по запуску сохраняются, но переносятся», – говорит Щуровский. ФРП создан Минпромторгом для поддержки промышленных инвестиционных проектов, в первую очередь в обрабатывающих производствах, и выдает за счет бюджетных средств сверхльготные займы на конкретные проекты. Zetta, например, хотела получить деньги под 1% годовых на пять лет. 

По мнению экспертного совета, собственных средств компании и займа фонда недостаточно для запуска производства с нуля, объяснил представитель ФРП. «Компании нужен инвестор, который поверит в рыночные перспективы продукта и будет готов софинансировать проект вместе с фондом. ФРП готов рассмотреть заявку еще раз, как только такой инвестор будет найден», – уточнил он. Компания Zetta – по сути стартап, фонд же кредитует инвестпроекты уже работающих компаний, которые смогли бы обслуживать и возвращать заем из прочей выручки, добавляет федеральный чиновник.

City Modul 1 должен стать первым российским серийным электрокаром. Собственный электромобиль разработал «АвтоВАЗ»: еще в 2011 г. он представил электрическую Lada Ellada на шасси Lada Kalina. Но серийной машина так и не стала, за 10 лет было выпущено всего 100 экземпляров пилотной партии, часть из которых так и осталась на заводе. В маркетинговых целях Ellada купил гендиректор «Ростеха» (госкорпорации принадлежат 32,4% «АвтоВАЗа») Сергей Чемезов.

Zetta планирует выпускать электромобили на собственной площадке в Тольятти, ее пиковая мощность – 15 000 единиц продукции в год. Намечены к производству три модификации электромобиля – базовая, medium (средняя) и топ-версия. Компоновка рассчитана на трех пассажиров и водителя. Базовая версия будет стоить 550 000 руб., запас ее хода на одной подзарядке составит 180 км. Топовая модификация будет полноприводной с запасом хода до 360 км, в medium-версии пробег сохранится такой же, привод будет на передние колеса. Опытные образцы уже собраны в базовой и топовой версиях, рассказал Щуровский. «Мы продолжаем собирать и испытывать опытные образцы, сейчас проходим сертификацию и рассчитываем получить одобрение типа транспортного средства», – уточнил он. Автомобиль можно будет подзаряжать и от розеток 220–380 Вт, и от трансформаторов. Кроме того, Zetta подписала дорожную карту с «Россетями» о строительстве электрозарядных станций.

В разработку моделей, выпуск опытных образцов и создание производственной площадки уже было вложено 570 млн руб. собственных средств, рассказал Щуровской. В том числе в создание производства уже вложено 139 млн руб., именно на завершение этого этапа проекта компания и запрашивала заем фонда, говорит представитель ФРП.

«Компания Zetta может доработать проект с учетом замечаний экспертного совета ФРП и выйти на повторное рассмотрение заявки», – сказал представитель Минпромторга. Правительство в декабре 2019 г. утвердило план мероприятий по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г., который обеспечит создание дополнительных стимулов для развития в том числе направления электродвижения. К примеру, одним из мероприятий плана является оснащение дорожной и городской инфраструктуры комплексами зарядных станций для электромобилей, говорит представитель министерства.

А с июля 2020 г. в программе «Льготное автокредитование» предусмотрена скидка в 25% от стоимости электромобиля, приобретаемого гражданами России в кредит, добавил собеседник. Компания рассматривает возможность подать повторную заявку в ФРП, говорит Щуровской. Но, возможно, компания сумеет сама профинансировать проект, добавляет он, также возможна поддержка со стороны правительства Самарской области. 

По данным агентства «Автостат», на 1 июля в России насчитывалось 7925 легковых электромобилей 10 брендов. На долю Nissan приходится более 85% этого количества. Машины Tesla занимают около 6%, а Mitsubishi – 4% рынка. «Прежде всего Zetta будет рассчитана на городского пользователя в больших городах, там, где будет создаваться инфраструктура для автомобилей», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Электромобили – это все еще очень нишевый рынок, при этом тренд указывает на то, что со временем они будут набирать популярность, считает аналитик. 

Zetta уже не первый проект электрокара российской разработки. В 2010 г. инвестиционная группа «Онэксим» Михаила Прохорова занялась разработкой гибридного автомобиля, получившего название «Ё-мобиль». Запуск производства планировался на 2012 г., но в 2014 г. проект свернули.

В разработку моделей, выпуск опытных образцов и создание производственной площадки уже было вложено 570 млн руб.