Старт испытаний российских беспилотников без водителя перенесен на 2021 год

Полностью автономные поездки должны быть разрешены на территории отдельных регионов
Фото предоставлено пресс-службой «Яндекса»
Фото предоставлено пресс-службой «Яндекса» / Пресс-служба «Яндекса»

Испытания беспилотных автомобилей в полностью автономном режиме, без подстраховки инженера-водителя, в России пройдут в I–II кварталах 2021 г., говорится в скорректированной дорожной карте по внедрению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Ранее такие испытания планировалось начать уже осенью. «Ведомости» ознакомились с обновленной картой, ее подлинность подтвердили два федеральных чиновника и сотрудник участвующей в проекте компании. Документ доработан четырьмя профильными министерствами – Минтрансом, Минпромторгом, МВД и Минэкономразвития – и должен быть вот-вот внесен в правительство, добавляют два собеседника, третий утверждает, что он уже направлен в правительство.

«Испытание беспилотников без инженера в салоне – ключевой этап в процессе их внедрения. От этих испытаний, по сути, зависит судьба проекта», – говорит представитель рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Ярослав Федосеев. «Автонет» участвует в разработке нормативных документов по беспилотной тематике и в разработке некоторых технологий. Разработчику может потребоваться до года автономных испытаний, чтобы подтвердить, что технология отработана и пригодна, добавляет Федосеев. А если возникнут непредвиденные сложности, что весьма вероятно, то времени понадобится больше.

Начать полностью автономные испытания уже этой осенью хотели «Яндекс», Сбербанк, ГАЗ и «Камаз», это предложение с одобрения правительства фигурировало в первой версии дорожной карты. Эти сроки были нереалистичными и не учитывали мнения многих организаций, также занятых разработкой беспилотных технологий, говорит Федосеев. Это компания Starline, Volvo, Scania, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), команды Университета Иннополис и др. «Главное, что разработчики в России еще технически не готовы выезжать на дороги без страхующего водителя. Готов, пожалуй, только «Яндекс», остальным разработчикам еще до этого далеко», – продолжает Федосеев.

5G

К концу 2022 г. должны быть созданы специальные зоны с покрытием сетью 5G для тестирования беспилотников, говорится в новой версии дорожной карты. 5G обеспечит наиболее эффективную связь по технологии V2X (vehicle to infrastructure, т. е. между беспилотником и интеллектуальной транспортной системой) – беспилотников друг с другом, с информационными табло, светофорами и др., говорит финансовый директор холдинга «Автобан» Юлия Штрек. Беспилотники вполне успешно используют и стандартную сеть 4G, но технология 5G приоритетнее, так как ее оборудование компактнее, легче интегрируется в существующую дорожную инфраструктуру, у 5G более низкая задержка сигнала и почти безлимитное количество соединений, добавила она.

«Правительство до конца августа рассмотрит обновленную карту и представит ее президенту, так как внедрить беспилотные технологии поручал Владимир Путин. Реализация мероприятий дорожной карты, в том числе беспилотные испытания, сдвинулась из-за пандемии», – объясняет федеральный чиновник.

В первом полугодии 2021 г. в отдельных субъектах будут созданы условия для испытания беспилотников без инженера в салоне на дорогах общего пользования, говорится в дорожной карте. Имеется в виду разрешение на такие испытания в данных регионах, говорит один из собеседников «Ведомостей». Сегодня такое движение разрешено в России только в закрытых испытательных зонах. Последним этапом дорожной карты является согласование в IV квартале 2024 г. техрегламента Таможенного союза по требованиям к беспилотникам, сказано в карте. Это будет означать возможность их эксплуатации в странах Таможенного союза. В предыдущей версии дорожной карты запуск коммерческой эксплуатации беспилотников был намечен на 2023 г. Замминистра транспорта Алексей Семенов на онлайн-сессии «Цифровой транспорт и логистика» в середине июля говорил, что беспилотники появятся в России все-таки в 2024 г. «Ключевой проблемой остается отсутствие диалога в отрасли: компании-разработчики еще ни разу не представили результаты своих испытаний со статистикой по типам ДТП и другим проблемным точкам, а это важно для разработки всех нормативных документов и определения сроков», – говорит собеседник в одной из компаний. Если эта тенденция сохранится, и особенно с учетом переноса автономных испытаний, выход в коммерческую эксплуатацию беспилотников в России может сдвинуться и позже 2024 г., предупреждает он. К переносу сроков могут привести и возможные бюрократические процедуры на этапе корректировки техрегламента Таможенного союза, добавляет Федосеев.

«Минтранс совместно с Минпромторгом прорабатывают возможность создания в отдельных субъектах Федерации условий для тестирования беспилотных автомобилей без инженера-испытателя. Такие изменения будут внесены в постановление правительства № 1415 о тестировании беспилотников. Это предусмотрено разработанным планом внедрения беспилотников в России», – говорит представитель Минтранса.

«Наша технология готова к постепенному переходу на следующий уровень – движению без человека в салоне. Беспилотные автомобили «Яндекса» уже два года ездят без водителей в качестве роботакси в Иннополисе (IT-город в Татарстане с населением 3800 человек. – «Ведомости»). Также в августе мы начали регулярные тесты без инженера в салоне на улицах общего пользования в Энн-Арбор, штат Мичиган, где такие испытания разрешены», – рассказал представитель «Яндекса».

«Камаз» начал испытывать беспилотную технику в 2019 г. в одной из шахт Кузбасса – грузовой беспилотник со страхующим водителем двигался по промышленной трассе из точки погрузки в точку разгрузки. В апреле 2020 г. наши грузовики в таком же режиме прошли испытания на Восточно-Мессояхском месторождении «Газпром нефти». Беспилотные машины-роботы также ездят по территории нашего завода в Набережных Челнах», – говорит представитель «Камаза». ГАЗ разработал свои прототипы беспилотников на базе электромобиля «Газель NEXT», их тестирование до сих пор проводилось на полигоне завода, сказал представитель этой компании.