Еще одна названная в честь Николы Теслы компания бросает вызов автогигантам
Nikola не продала ни одного автомобиля, но уже догнала Ford по рыночной капитализацииМалоизвестная собирающаяся выпускать электрические грузовики компания Nikola вышла на фондовую биржу только в начале июня. Но за несколько дней торгов ее акции взлетели и она обогнала по рыночной капитализации крупных автопроизводителей – Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles (FCA).
Ранее подобное удалось Tesla Motor, которая тоже названа в честь физика-изобретателя Николы Теслы; теперь созданный в 2003 г. производитель электромобилей является самой дорогой автокомпанией США.
Nikola, правда, не продала еще ни одной машины. Она была основана в 2014 г. в Юте, а теперь базируется в Финиксе, штат Аризона. Компания решила выпускать грузовики для корпоративных клиентов, поскольку такие компании, как онлайн-ритейлер Amazon и сервис доставки UPS, стремятся сократить выбросы углекислого газа от логистических операций. Как утверждает Nikola, у нее уже есть предзаказы более чем на $10 млрд от корпоративных клиентов, включая пивоваренную компанию AB InBev. Начать выполнять их и генерировать выручку она планирует в 2021 г.
Компания разработала три модели грузовиков под названиями One, Two и Tre. Помимо полностью электрических версий ‒ с питанием от аккумуляторов или от водородных топливных ячеек ‒ покупателям предлагают грузовики с традиционным двигателем на дизельном топливе. Запас хода аккумуляторного Nikola One ‒ 100‒350 миль (161‒563 км), водородного ‒ 500‒750 миль (805‒1207 км), дизельного ‒ 500‒1000 миль (805‒1609 км). Кроме того, Nikola планирует предложить на рынке пикап Badger с комбинированным питанием от топливных ячеек и аккумулятора и с запасом хода 600 миль (966 км).
Производством грузовиков будет заниматься совместное предприятие Nikola и CNH Industrial. Последнюю, как и FCA, контролирует итальянская семья Аньелли. CNH принадлежит 7,1% акций Nikola. Также в числе ее акционеров поставщик автомобильных комплектующих Robert Bosch. Предназначенный для европейского рынка грузовик Nikola Tre будет выпускаться на базе Iveco S-Way.
Битва грузовиков
Гендиректор Tesla Илон Маск в среду распорядился ускорить выпуск электрических грузовиков Semi. Об этом сообщает агентство Reuters, которое ознакомилось с его электронным письмом сотрудникам. Маск не назвал конкретную дату, но недавно заявлял о планах начать их производство к 2021 г. Прототип Semi был представлен в 2017 г.
Акции Nikola начали торговаться на бирже NASDAQ 4 июня после слияния со специально созданной для поглощений публичной компанией VectoIQ Acquisition. В ходе сделки Nikola была оценена примерно в $3,3 млрд, рыночная капитализация объединенной компании составила около $13 млрд, пишет The Wall Street Journal.
Акции начали бурно расти в понедельник, после того как накануне Тревор Милтон, основатель и гендиректор Nikola, сообщил в Twitter о начале приема заказов на Badger с 29 июня и пообещал представить «реально работающий пикап, а не фейковый пикап для шоу» уже в 2020 г. Также в интервью Yahoo Finance он выразил надежду, что Badger окажется успешнее Ford F-150, самого популярного пикапа в США на протяжении многих лет.
Во вторник Nikola обогнала по рыночной капитализации FCA и Ford. Правда, на момент закрытия торгов последняя все-таки оказалась немного дороже ‒ $28,794 млрд против $28,775 млрд у Nikola.
«Я мечтал сказать это всю свою взрослую жизнь. NKLA теперь дороже Ford и FCA. Наступаем на пятки General Motors», ‒ написал в Twitter Милтон. Капитализация General Motors сейчас $42,7 млрд.
Взлет акций Nikola связан с надеждами, которые инвесторы возлагают на производителей электромобилей. Если у производителей традиционных автомобилей акции в этом году подешевели из-за карантина, введенного в связи с пандемией коронавируса, то у Tesla они подорожали более чем в 4 раза. На закрытие торгов 9 июня рыночная капитализации Tesla составляла $174,5 млрд ‒ больше, чем у GM, Ford и FCA, вместе взятых.
Конкурентом Nikola может стать непубличная американская компания Rivian Automotive. У нее уже есть контракт с Amazon на производство 100 000 электрических фургонов в ближайшее десятилетие. Также Rivian планирует выпустить пикап и кроссовер, а ее инвесторами являются Amazon и Ford.
На утренних торгах в среду акции Nikola снизились на 13% (к 18.00 мск).