Еще одна названная в честь Николы Теслы компания бросает вызов автогигантам

Nikola не продала ни одного автомобиля, но уже догнала Ford по рыночной капитализации
Электрический грузовик Nikola One/ Nikola Motor

Малоизвестная собирающаяся выпускать электрические грузовики компания Nikola вышла на фондовую биржу только в начале июня. Но за несколько дней торгов ее акции взлетели и она обогнала по рыночной капитализации крупных автопроизводителей – Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles (FCA).

Ранее подобное удалось Tesla Motor, которая тоже названа в честь физика-изобретателя Николы Теслы; теперь созданный в 2003 г. производитель электромобилей является самой дорогой автокомпанией США.

Nikola, правда, не продала еще ни одной машины. Она была основана в 2014 г. в Юте, а теперь базируется в Финиксе, штат Аризона. Компания решила выпускать грузовики для корпоративных клиентов, поскольку такие компании, как онлайн-ритейлер Amazon и сервис доставки UPS, стремятся сократить выбросы углекислого газа от логистических операций. Как утверждает Nikola, у нее уже есть предзаказы более чем на $10 млрд от корпоративных клиентов, включая пивоваренную компанию AB InBev. Начать выполнять их и генерировать выручку она планирует в 2021 г. 

Компания разработала три модели грузовиков под названиями One, Two и Tre. Помимо полностью электрических версий ‒ с питанием от аккумуляторов или от водородных топливных ячеек ‒ покупателям предлагают грузовики с традиционным двигателем на дизельном топливе. Запас хода аккумуляторного Nikola One ‒ 100‒350 миль (161‒563 км), водородного ‒ 500‒750 миль (805‒1207 км), дизельного ‒ 500‒1000 миль (805‒1609 км). Кроме того, Nikola планирует предложить на рынке пикап Badger с комбинированным питанием от топливных ячеек и аккумулятора и с запасом хода 600 миль (966 км).

Производством грузовиков будет заниматься совместное предприятие Nikola и CNH Industrial. Последнюю, как и FCA, контролирует итальянская семья Аньелли. CNH принадлежит 7,1% акций Nikola. Также в числе ее акционеров поставщик автомобильных комплектующих Robert Bosch. Предназначенный для европейского рынка грузовик Nikola Tre будет выпускаться на базе Iveco S-Way.

Битва грузовиков


Гендиректор Tesla Илон Маск в среду распорядился ускорить выпуск электрических грузовиков Semi. Об этом сообщает агентство Reuters, которое ознакомилось с его электронным письмом сотрудникам. Маск не назвал конкретную дату, но недавно заявлял о планах начать их производство к 2021 г. Прототип Semi был представлен в 2017 г.​

Акции Nikola начали торговаться на бирже NASDAQ 4 июня после слияния со специально созданной для поглощений публичной компанией VectoIQ Acquisition. В ходе сделки Nikola была оценена примерно в $3,3 млрд, рыночная капитализация объединенной компании составила около $13 млрд, пишет The Wall Street Journal.

Акции начали бурно расти в понедельник, после того как накануне Тревор Милтон, основатель и гендиректор Nikola, сообщил в Twitter о начале приема заказов на Badger с 29 июня и пообещал представить «реально работающий пикап, а не фейковый пикап для шоу» уже в 2020 г. Также в интервью Yahoo Finance он выразил надежду, что Badger окажется успешнее Ford F-150, самого популярного пикапа в США на протяжении многих лет.

Во вторник Nikola обогнала по рыночной капитализации FCA и Ford. Правда, на момент закрытия торгов последняя все-таки оказалась немного дороже ‒ $28,794 млрд против $28,775 млрд у Nikola.

«Я мечтал сказать это всю свою взрослую жизнь. NKLA теперь дороже Ford и FCA. Наступаем на пятки General Motors», ‒ написал в Twitter Милтон. Капитализация General Motors сейчас $42,7 млрд.

Взлет акций Nikola связан с надеждами, которые инвесторы возлагают на производителей электромобилей. Если у производителей традиционных автомобилей акции в этом году подешевели из-за карантина, введенного в связи с пандемией коронавируса, то у Tesla они подорожали более чем в 4 раза. На закрытие торгов 9 июня рыночная капитализации Tesla составляла $174,5 млрд ‒ больше, чем у GM, Ford и FCA, вместе взятых.

Конкурентом Nikola может стать непубличная американская компания Rivian Automotive. У нее уже есть контракт с Amazon на производство 100 000 электрических фургонов в ближайшее десятилетие. Также Rivian планирует выпустить пикап и кроссовер, а ее инвесторами являются Amazon и Ford.

На утренних торгах в среду акции Nikola снизились на 13% (к 18.00 мск).