Автодилеры просят правительство помочь пережить коронавирус

Они опасаются остановки заводов и банкротств
Пострадают как продажи новых автомобилей и с пробегом, так и рынки сервисных услуг и запчастей
Пострадают как продажи новых автомобилей и с пробегом, так и рынки сервисных услуг и запчастей / Андрей Гордеев / Ведомости

Существенное ухудшение экономической ситуации из-за пандемии коронавируса COVID-19 неминуемо ведет к серьезному падению авторынка, говорится в письме ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) премьер-министру Михаилу Мишустину.

«Ведомости» ознакомились с копией письма. Его подлинность подтвердил вице-президент РОАД и заместитель исполнительного директора «Ключавто» Сергей Киселев, а также представители крупнейших автодилеров – «Рольфа» и «Авилона». В РОАД входит около 1250 дилеров (67% продаж автомобилей).

Пострадают как продажи новых автомобилей и с пробегом, так и рынки сервисных услуг и запчастей. При остановке автозаводов ситуация будет катастрофической, опасаются дилеры и просят правительственную поддержку.

Пресс-служба правительства комментировать «детали служебной переписки» отказалась.

Чтобы избежать масштабных увольнений персонала и банкротств, автодилеры просят, в частности, с 1 апреля и до прекращения всех ограничительных мер освободить их от социальных выплат, ввести каникулы по налогам на имущество и землю, дать отсрочку по уплате НДС.

Если не принять мер, потери составят 10–20 млрд руб. от оборотного капитала отрасли, закрыться могут до 30% дилерских центров, опасается Киселев.

Авторитейл – значимая отрасль экономики, пишут авторы письма. В стране 3300 дилерских центров, почти 300 000 сотрудников. Годовой оборот отрасли – примерно 3 трлн руб.

Почти целиком российский авторитейл создан национальными инвесторами, отмечается в письме РОАД. Дилеры десятилетиями строили инфраструктуру, инвестировали в центры, перечисляет Киселев, всего более $15 млрд. Отрасль еще не восстановилась после кризиса 2015 г., который привел к закрытию 1200 дилерских центров и сокращению 100 000 человек, напоминает Киселев.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 г. продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 2,3% год к году до 1,76 млн шт. По итогам 2020 г. АЕБ ждет падения на 2,1%. Неутешителен и прогноз РОАД: в 2020 г. продажи легковых и коммерческих автомобилей упадут на 8%.

Тем не менее опрошенные «Ведомостями» дилеры признались: в последние недели марта продажи заметно растут.

Во второй половине марта зарезервировано под покупку в 1,5–2 раза больше машин массовых и премиум-брендов, чем в начале месяца, год к году рост более чем в 1,5 раза, сообщил операционный директор «Авилона» Александр Никонов. В «Рольфе» за 16–22 марта продажи выросли на 35%, по данным его представителя. У «Ключавто» продажи в марте растут на 15–17% год к году, говорит Киселев.

По словам Никонова, ажиотажный спрос объясняется предстоящим пересмотром цен из-за роста курсов валют. Всплеск интереса покупателей постепенно снижается, говорит он.

Беспокоит дилеров и дефицит. Опасаясь распространения коронавируса, европейские автоконцерны приостанавливают работу. Это уже сделали французская PSA, остановив заводы Peugeot, Citroen и DS во Франции, Испании, Португалии и Словакии, заводы Opel в Германии и Польше и Vauxhall в Великобритании. Renault закрывает заводы во Франции, Volkswagen Group приостановит производство в Италии, Португалии, Словакии и Испании и готовится закрыть остальные заводы в Европе. Приостановит большую часть производств Mercedes-Benz в Европе и Daimler.

Российские предприятия не исключение. Российские заводы группы Volkswagen c 30 марта по 10 апреля приостановят производство из-за нехватки компонентов с европейских заводов, сообщал ТАСС. О возможных рисках приостановки предприятий сообщила группа «Соллерс» (УАЗ, ЗМЗ, Ford Sollers и Mazda Sollers). Groupe PSA решила приостановить выпуск автомобилей Peugeot, Citroеn, Opel на заводе «ПСМА рус» в Калужской области.