Продажи автомобилей в России продолжат падать в 2020 году

АЕБ ждет снижения на 2,1%, дилеры настроены более мрачно
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В 2020 г. падение российского авторынка продолжится, прогноз продаж – около 1,72 млн машин, на 2,1% меньше, чем в 2019 г. Об этом заявил на ежегодной конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) руководитель комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер.

В 2019 г. российский авторынок сократился на 2,3%, по данным АЕБ. Прошлый год оказался труднее, чем думалось в его начале, вспоминает Шрайбер: после повышения НДС с 2019 г. спад был ожидаемым, но надежды на восстановление во втором полугодии не оправдались.

Этот год тоже будет непростым, прогнозирует Шрайбер: «Участники рынка достигли потолка спроса, без стимулирования рост невозможен». Он призывает к открытому диалогу бизнеса с правительством, но пока четкой информации о подходе государства к развитию отрасли нет.

У дилеров оптимизма еще меньше. Падение рынка за 2020 г. может достигнуть 10%, опасается предправления группы «Авилон» Андрей Павлович. Рынок вполне может опуститься на 8–10%, согласен директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. По словам Павловича, в такой ситуации отрасль не спасет от падения даже господдержка – такая, как программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». 

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что в 2020 г. российский автомобильный рынок останется на уровне прошлого года или даже вырастет до 5%. Это, по его мнению, может произойти благодаря росту экономики, мерам господдержки, а также эффекту низкой базы 2019 г. Беспалов надеется, что государство продлит программы и на 2020 г. Все прежние программы господдержки срабатывали хорошо, объясняет он свой оптимизм. Запрос «Ведомостей» в Минпромторг остался без ответа.

Спрос падает из-за снижения доходов населения, рассуждает Мирошников. За январь – сентябрь 2019 г. (последние доступные данные) реальные располагаемые денежные доходы россиян выросли на 0,8%, но они сокращались с 2014 по 2017 г., а в 2018 г. выросли на 1,1% лишь после пересчета Росстатом данных по новой методике. В 2019 г. рынок снижался даже во время действия госпрограмм, напоминает Мирошников: на автомобили ценой до 1 млн руб., где действуют госпрограммы, отложенный спрос исчерпан. А на машины за 1–2 млн руб., продолжает Мирошников, пока есть значительный отложенный спрос, но он не может реализоваться без господдержки. Можно было бы возобновить программу стимулирования обновления автопарка и субсидировать сдачу авто при покупке нового, предлагает он.

«Автоспеццентр» поддерживает идею поднять порог господдержки на автомобили до 1,5 млн – иномарок дешевле 1 млн на рынке фактически нет, чтобы охватить массовый сегмент, помогло бы увеличение выделенных средств, говорит его представитель. ЦБ снизил ставку и автокредиты станут доступнее, но для остановки падения этого недостаточно, опасается он: «Мы надеемся, что государство не даст рынку просесть больше чем на 5% и примет меры».

По мнению Павловича, на спрос негативно влияет и подорожание автомобилей с 1 января из-за роста утилизационного сбора и сезонного подорожания. О повышении цен в конце 2019 г. объявляли Volvo (+1,1% в среднем по модельному ряду) и BMW (2% на новые модели). Mazda в декабре повышала цены, напомнил Шрайбер (он также возглавляет Mazda Motor Rus). Цены на Suzuki повышаются в январе, предупредил гендиректор «Сузуки мотор рус» Юта Такахаши.

Все это будет на руку «АвтоВАЗу», считает Беспалов. Увеличение утилизационного сбора с января 2020 г. на «АвтоВАЗ» почти не повлияет, отмечает он: сбор платят все, но местные автопроизводители получают сопоставимые субсидии из бюджета, это позволит им быть гибче в ценовой политике.

Некоторые дилеры могут закрыть салоны из-за убыточности, если не прекратятся бесконтрольные распродажи, снижающие не только маржинальность бизнеса, но и престиж автомобильных брендов, предупреждает Павлович.