Fiat Chrysler сливается с производителем Peugeot
Объединенная компания будет четвертым в мире автопроизводителемИтало-американский автопроизводитель со штаб-квартирой в Нидерландах, Fiat Chrysler Automobiles, уже второй раз в этом году включился в переговоры о слиянии с французским конкурентом. На этот раз – с группой PSA, выпускающей автомобили марок Peugeot, Citroen и DS. Весной Fiat Chrysler уже делал предложение о слиянии компании Renault. Однако той сделке помешали напряженные отношения Renault с японской компанией Nissan, входящей с Renault в один альянс, и позиция правительства Франции, которое опасалось, что сделка может поставить будущее альянса под угрозу.
Первой о переговорах Fiat Chrysler и PSA во вторник сообщила The Wall Street Journal. В среду обе компании подтвердили, что переговоры ведутся, и даже раскрыли некоторые детали, обсуждавшиеся на них. Одним из вариантов соглашения является полное слияние компаний на равных условиях, в результате которого может возникнуть четвертый по величине в мире автопроизводитель стоимостью около $46 млрд. В этом случае гендиректор PSA Карлос Таварес может возглавить объединенную компанию, а председателем совета директоров станет наследник семьи Аньелли Джон Элканн, занимающий аналогичную должность в Fiat Chrysler.
Если переговоры будут идти гладко, обе компании могут объявить о сделке уже в четверг утром, пишут The Wall Street Journal и Reuters со ссылкой на свои источники.
В марте PSA уже обращалась к Fiat Chrysler по поводу слияния. Таварес хочет вернуть Peugeot на рынок США, на котором компании нет уже почти три десятилетия. Но тогда итало-американская компания отказалась от переговоров, поскольку Элканн считал сделку с Renault более выгодной.
Аналитики положительно смотрят на слияние Fiat Chrysler с PSA. По оценкам Арндта Элленгхорста из Evercore, синергия от сделки может достичь 7 млрд евро не далее чем в 2021–2023 гг. «Fiat Chrysler хочет увеличить свой бизнес в Европе и взамен может предложить долю на американском рынке, на котором пока нет PSA, – описывает выгоды слияния Филипп Ушуа из Jefferies (цитата по Financial Times). – У PSA, в свою очередь, есть технологии, которые помогут машинам Fiat Chrysler уменьшить выбросы углекислого газа». Еще один важный повод для сделки – необходимость много инвестировать в разработку электромобилей и технологии беспилотного управления машинами.
Тем не менее на пути сделки есть препятствия. Объединенной компании будет трудно сокращать производственные мощности в Европе, так как для местных властей важно сохранить рабочие места – а при таких слияниях повышение эффективности достигается как раз через уменьшение издержек. В Италии на заводах Fiat Chrysler трудятся 58 000 человек, и большинство предприятий работают не на полную мощность. Хотя у итальянского правительства нет доли в Fiat Chrysler, оно часто влияет на стратегические решения автопроизводителя, а предыдущему гендиректору концерна Серджио Маркионне за много лет так и не удалось одолеть профсоюзы.
Правительству Франции принадлежит 12,2% акций PSA и оно захочет сохранить свое влияние и в объединенной компании, пишет WSJ со ссылкой на сотрудника министерства финансов страны. Хотя аналитики считают, что правительство более расположено к слиянию PSA c Fiat Chrysler, чем к слиянию с Renault, так что сейчас его доля уже не будет такой большой проблемой. И Париж, и Рим заявили, что следят за ходом переговоров.
Fiat Chrysler и PSA продали в общей сложности 8,7 млн автомобилей в прошлом году. Таким образом, объединенная компания опередила бы General Motors (8,4 млн автомобилей), но продолжила бы сильно отставать от трех крупнейших автопроизводителей мира – группы Volkswagen, альянса Renault, Nissan и Mitsubishi, а также от Toyota, у каждого из которых продажи превышают 10 млн автомобилей. Но в отдельно взятой Европе объединенная компания заняла бы 23% рынка, лишь немного уступая континентальному лидеру, Volkswagen (24%).
Акции Fiat Chrysler в США во вторник подорожали на 7,5%, а в среду утром – еще на 1,2%. Акции PSA перед началом основной сессии в Париже в среду подорожали на 4,8%, но затем немного снизились.