Почему Fiat Chrysler отказался от слияния с Renault

Вмешательство политиков и недоверие партнеров сорвали выгодную сделку
MARCO BERTORELLO / AFP

Слияние Fiat Сhrysler Automobiles и Renault могло бы создать третьего по величине в мире автопроизводителя после Volkswagen и Toyota. Объединенная компания имела бы сильные позиции в Европе, Северной и Южной Америке и на других рынках, могла бы существенно сократить расходы на разработку автомобильных платформ и новые технологии.

На пути сделки были и препятствия в виде позиции правительства Франции, владеющего 15% акций Renault, и напряженных отношений французского автопроизводителя с Nissan, партнером по альянсу. Но Джону Элканну, председателю совета директоров Fiat Сhrysler и наследнику семьи Аньелли, казалось, что их удалось преодолеть с 27 мая, когда предложение о слиянии было сделано Renault. Оставалось только, чтобы совет директоров Renault дал согласие. Однако вечером 5 июня Fiat Сhrysler отозвал свое предложение.

С чего все началось

Серджио Маркионне и Карлос Гон, возглавлявшие Fiat Chrysler и Renault, давно начали обсуждать сотрудничество двух компаний, писали The Wall Street Journal и Financial Times. Но у обоих – репутация неуступчивых переговорщиков. Кроме того, Гон собирался осуществить слияние Renault с Nissan, и Маркионне хотел, чтобы французская компания сначала решила эти вопросы.

В июле 2018 г. Маркионне неожиданно умер, а в ноябре Гон был арестован в Японии по обвинениям в финансовых махинациях, и ему пришлось уйти в отставку. Тогда Элканн почувствовал возможность заключить сделку с Renault. Элканну она нужна была для того, чтобы постепенно уменьшить cвязь семьи Аньелли с автомобильным бизнесом. В Fiat Chrysler у семьи 29% акций (де-факто контролирующая доля), а в объединенной компании ей принадлежало бы только 14,5% акций, и ей было бы проще уменьшить свою долю, инвестируя вырученные средства в другие отрасли.

В мае Элканн начал тайно вести переговоры с новым председателем совета директоров Renault Жаном-Домиником Сенаром. За это время они несколько раз встречались друг у друга дома в Турине и Париже. Причем благодаря схожим светским манерам им было легче договориться, чем Гону и Маркионне, утверждают источники. Когда предварительное соглашение между ними было достигнуто, Сенар встретился 24 мая с министром финансов Франции Брюно Ле Мэром, чтобы сообщить ему о предложении Fiat Chrysler, пишет WSJ. Ле Мэр пообещал рассмотреть его, но отметил, что сделка не должна угрожать альянсу Renault с Nissan и Mitsubishi.

Потеря доверия

Между тем СМИ начали писать о переговорах, поэтому Fiat Chrysler сделал Renault официальное предложение о слиянии. Сенар предупредил гендиректора Nissan Хирото Сайкаву всего за несколько часов до этого. На публике тот сказал, что считает эту новость положительной. Но на самом деле руководство Nissan решило, что их предали. «Это немыслимо, что можно вести переговоры о слиянии, не сказав о них партнеру, с которым сотрудничаешь 20 лет, – приводит WSJ слова человека, близкого к Nissan. – Речь идет о доверии, а в этом и заключается проблема».

Спустя несколько дней Сенар полетел в Токио на встречу с Сайкавой, чтобы убедить его в выгоде предложения Fiat Chrysler. Но Nissan чувствовал, что заслуживал участвовать в переговорах. У Renault и Nissan множество соглашений об использовании патентов и других аспектах их сотрудничества, которые стоило пересмотреть в случае с слияния французской компании с Fiat Chrysler.

В понедельник 3 июня, когда члены совета директоров Renault уже готовились к голосованию по поводу слияния, Сайкава заявил, что необходимо «основательно пересмотреть» отношения двух компаний, пишет WSJ. Также Сайкава предупредил Сенара, что представители Nissan в совете директоров Renault вряд ли поддержат сделку.

В правительстве Франции такая позиция Nissan вызвала сильное беспокойство, но Элканн был уверен, что вопросы, касающиеся японской компании, можно будет решить позже.

Последняя капля

Вскоре после того, как Fiat Chrysler сделал свое предложение Renault, Ле Мэр прочел во французских газетах, что итало-американский концерн считает его условия не подлежащими обсуждению. Этот разозлило министра, и он позвонил Элканну сказать, что французское правительство не согласится на невыгодную сделку.

Когда 4 июня началось собрание совета директоров Renault, Элканн все еще обсуждал с советом директоров Fiat Chrysler требования правительства, пишет WSJ. Итало-американский автомобилестроитель согласился предоставить гарантии сохранения рабочих мест, обеспечить Парижу место в совете директоров объединенной компании и пошел на другие уступки. Директора Renault во вторник так и не провели голосование по поводу слияния, но на следующий день Элканн был уверен, что ему наконец удалось заручиться поддержкой французского правительства.

Вечером 5 июня совет директоров Renault собрался во второй раз и ознакомился с уступками, на которые согласился Fiat Chrysler. В девять вечера заседание пришлось прервать, чтобы представитель правительства Мартен Виаль позвонил Ле Мэру. С тем оказалось непросто связаться, поэтому пауза затянулась на два часа. В течение этого времени директора Renault проверяли электронную почту, пили кофе и ели пиццу и суши, которые им принесли сотрудники охраны. Наконец, в одиннадцать вечера Виаль вернулся с мрачным видом. Ле Мэр передал ему, что два представителя Nissan в совете директоров намерены воздержаться от голосования. Правительство понимало, что это означает вежливый отказ. Поэтому Виаль сообщил, что Ле Мэр на следующий день вылетит в Токио обсудить сделку с японским правительством, и попросил отложить голосование на пять дней.

«Как только французское правительство попросило снова перенести голосование, мы поняли, что Fiat Chrysler отзовет предложение», – приводит Financial Times слова своего источника.

Для Элканна это действительно оказалось «последней каплей», рассказал WSJ близкий к нему человек. «Дело не в пяти, 10 или 15 днях, а в том, что нет основ, чтобы достичь соглашения», – сказал он совету директоров Fiat Chrysler.

Когда члены совета директоров Renault уже расходились, Сенар вслух прочитал им сообщение Элканна, которое тот прислал ему на телефон: Fiat Chrysler отзывает предложение.

Французское правительство надеется, что шансы заключить сделку в будущем еще есть, и считает, что поступило правильно. «Разумно взять пять дней, чтобы убедить партнера, с которым сотрудничаешь 20 лет, – утверждает представитель министерства финансов. – Мы считаем, что когда речь идет об операции такого масштаба, мы имели право получить немного времени, чтобы все хорошо обдумать». Но в Renault и Fiat Chrysler виновным в провале переговоров считают именно правительство. «Осталось много неотвеченных вопросов по поводу того вечера. В том числе действительно ли сделку больше нельзя заключить? – говорит человек, знакомый с ситуацией (цитата по FT). – Есть много противоречий, но с одним в Париже, Турине и Токио точно согласны: это вина французского правительства».