Fiat Chrysler предложила Renault слияние
Это создаст третьего в мире автопроизводителя после Volkswagen и ToyotaFiat Chrysler Automobiles NV предложила Renault SA объединить бизнес и создать паритетное совместное предприятие (СП), следует из сообщения итало-американской компании, опубликованного 27 мая. Это «существенно улучшит эффективность использования капитала и скорость разработки продукта», а также создаст третьего по величине мирового автопроизводителя с суммарными продажами 8,7 млн автомобилей в год и охватом всех рыночных сегментов, поясняется в пресс-релизе.
Совет директоров Renault получил предложение Fiat Chrysler и «изучит возможное создание дополнительной ценности» для альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, сообщил французский автоконцерн.
Цель альянса
Группа Renault имеет сильные позиции в Европе, России, Африке и на Ближнем Востоке, а Fiat Chrysler – в высокодоходных сегментах Северной Америки, лидирует в Латинской Америке, отмечается в сообщении Fiat Chrysler. «Объединенная компания станет мировым лидером в быстро меняющейся автомобильной промышленности с сильной позицией в технологиях трансформации, включая электрификацию и автономное вождение», – подчеркивается в сообщении.
Fiat Chrysler выпускает автомобили под брендами Fiat, Chrysler, Alfa Romeo, Jeep, Dodge и др. Группа Renault – машины под марками Renault, Dacia, RSM и Lada (французы контролируют «АвтоВАЗ»). В 2018 г. их суммарные глобальные продажи составили 8,7 млн машин. Больше продали только группы Volkswagen (10,8 млн шт.) и Toyota (10,6 млн шт.).
Если в общий результат добавить еще Nissan и Mitsubishi (партнеров Renault по текущему альянсу), «это будет крупнейший и действительно глобальный игрок», замечает консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко. В этом случае суммарные продажи исходя из результатов 2018 г. могут составлять более 15 млн автомобилей в год.
В чем выгода
Автопроизводители тратят примерно 2 млрд евро в неделю на разработку автомобилей и необходима корректировка этих трат, говорил бывший гендиректор Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне в 2015 г. в интервью Bloomberg. Призывая отрасль к консолидации, Маркионне, в частности, предлагал слияние с Fiat американским Ford и General Motors, но до сделок дело не дошло. Объединить бизнес удалось с Chrysler. Именно это успешное слияние вдохновило сделать предложение Renault, по словам председателя совета директоров Fiat Chrysler Джона Элканна. «Мы поняли, что такие сделки осуществимы и приносят выгоду», – заявил он 27 мая журналистам в Милане.
По оценке Fiat Chrysler, синергия от слияния с Renault будет превышать 5 млрд евро в год. Закрывать заводы в результате слияния не планируется, заверяет в сообщении Fiat Chrysler: преимущества будут достигнуты за счет инвестиций в общие глобальные автомобильные платформы, трансмиссии и технологии, за счет эффекта масштаба при закупках. Общее число платформ Fiat Chrysler предлагает сократить на 20%, моторов – на 30%.
Заместитель премьер-министра Италии Маттео Сальвини заявил, что слияние с Renault может быть выгодно для страны, если оно поможет бизнесу Fiat Chrysler расти, передает Reuters. Он также допустил, что итальянское правительство попробует приобрести акции объединенной компании, чтобы сбалансировать долю Франции в ней. Сейчас французскому правительству принадлежит 15% акций Renault, поэтому его доля в объединенной компании должна уменьшиться до 7,5%. Франция поддерживает слияние Renault с Fiat Chrysler, если оно не будет угрожать альянсу компании с Nissan, заявил представитель правительства. Также и Рим, и Париж отметили, что важно сохранить рабочие места. По словам одного из источников Reuters, Fiat Chrysler предлагает сохранить рабочие места на заводах, но не исключает сокращения офисных сотрудников и инженеров.
Кто будет управлять
На слияние с Renault может уйти больше года, предупредил гендиректор Fiat Chrysler Майк Мэнли в письме сотрудникам концерна, с которым ознакомилось Reuters.
Совместный бизнес Fiat Chrysler предлагает зарегистрировать в Нидерландах и провести IPO. По условиям предложения голоса акционеров будут соответствовать их долям, что позволит устранить ключевое препятствие в переговорах, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Так, сейчас у семьи Аньелли 29% акций Fiat Chrysler и 44% голосов, но в объединенной компании акции и голоса могут составить до 14,5%, а французское правительство лишится двойного права голоса, которое дает ему дополнительный контроль над Renault. При этом Nissan снова получает голоса в Renault (сейчас у японской компании 15% ее акций, но без права голоса).
Текущая капитализация Fiat Chrysler (19,2 млрд евро) выше, чем Renault (16,6 млрд евро), поэтому Fiat Chrysler Automobiles предлагает до сделки выплатить своим акционерам 2,5 млрд евро в виде дивидендов, говорится в ее сообщении.
Большинство из 11 мест в совете директоров будущего СП Fiat Chrysler предлагает отдать независимым директорам. У партнеров должно быть равное количество представителей, еще одно место – у Nissan, считает компания. В предложении не уточняется, кто должен занять руководящие позиции в объединенной компании. Ожидается, что председателем совета директоров станет занимающий аналогичную должность в Fiat Chrysler Элканн, наследник семьи Аньелли, пишут WSJ и Financial Times (FT) со ссылкой на свои источники. Гендиректором СП может стать председатель совета директоров Renault Жан-Доминик Сенар, а директором по операционной деятельности – гендиректор Fiat Chrysler Мэнли.
При этом предполагается, что Renault отложит планы по слиянию с Nissan, где у французов 43%, утверждают источники FT. Это может сделать отношения между французским и японским автопроизводителями менее напряженными, поясняют они. Хотя пока не известно, как Nissan относится к идее ее слияния с Fiat Chrysler. В среду у гендиректора Nissan Хирото Сайкавы запланирована в Японии встреча с топ-менеджерами Renault.
Проблема разных культур
«Fiat и Renault хотят обрести более твердую опору под ногами, увеличив масштаб. Это неплохая идея для автопроизводителей на массовом рынке, – говорит аналитик Bankhaus Metzler Юрген Пипер (цитата по Bloomberg). – Осуществить сделку будет трудно, но на бумаге предложение выглядит хорошим».
Вероятность объединения пока еще достаточно невысока – «предложение Fiat Chrysler является лишь приглашением для дальнейших переговоров», замечает Кондратенко. «Вторая причина – Renault сейчас находится в сложном процессе переформатирования отношений с партнерами по альянсу Nissan и Mitsubishi после отстранения Карлоса Гона с поста главы альянса», – добавляет он. По его мнению, у Renault в приоритете как раз налаживание отношений с нынешними партнерами. «Скорее всего Nissan, а также Mitsubishi будут противиться такой сделке, если не будут учтены их интересы», – предупреждает эксперт.
Зачастую успешность слияний зависит от совместимости корпоративных культур, отмечает старший аналитик Autotrader Мишель Кребс. Именно по этой причине сделка Daimler и Chrysler оказалась неудачной, замечает она. Между тем Fiat Chrysler, у которой культура больше американская, придется работать с французской Renault и в конечном счете с ее японским партнером Nissan, указывает FT. «Потребуется очень дипломатичный лидер, чтобы совместить все эти части воедино», – приводит издание слова Кребс.
В подготовке статьи участвовала Полина Трифонова