Минпромторг предлагает не повышать утилизационный сбор для подержанных автомобилей

Местному автопрому такие машины уже не страшны – их доля в импорте сокращается
В Россию, как правило, завозятся только те подержанные машины, что не представлены в шоурумах дилеров (на фото – Dodge Challenger)
В Россию, как правило, завозятся только те подержанные машины, что не представлены в шоурумах дилеров (на фото – Dodge Challenger) / Dodge

Минпромторг предлагает при новой индексации утилизационного сбора не повышать его для подержанных легковых автомобилей (старше трех лет) и для большинства подержанных коммерческих машин. Это следует из подготовленного министерством проекта постановления правительства, с копией которого ознакомились «Ведомости». Содержание документа подтвердили два человека, знакомых с его подготовкой. Сейчас сбор на подержанные легковые машины с двигателями свыше 1 л, но не более 2 л, например, составляет 313 800 руб.

Провести очередную индексацию утилизационного сбора на легковые и коммерческие автомобили Минпромторг предлагает с 1 января 2020 г. Как предполагается, базовые ставки останутся прежними: 20 000 руб. для легковых и 150 000 руб. для коммерческих автомобилей. Но изменятся повышающие коэффициенты, которые зависят от типа машины, возраста и объема двигателя. В итоге, например, за самые популярные новые легковые машины с двигателями объемом 1–2 л нужно будет заплатить 178 400 руб. против текущих 84 000 руб., следует из проекта постановления правительства.

Предложения Минпромторга уже учтены в проекте федерального бюджета. В 2020 г. доходы от утилизационного сбора на выпускаемые в России машины с учетом новой индексации ожидаются в размере 338,4 млрд руб. (204,2 млрд руб. в 2019 г.), на ввозимые автомобили – 77,3 млрд руб. (54 млрд руб. в 2019 г.), указано в пояснительной записке к проекту бюджета.

До 2012 г., когда Россия еще не вступила в ВТО, власти защищали автопром заградительными ввозными пошлинами на легковые автомобили на уровне 30–35% стоимости машин. Затем по договоренности с ВТО пошлины начали поэтапно снижаться. На легковые автомобили они к сентябрю нынешнего года сократились вдвое.

Для защиты отрасли на прежнем уровне правительство в 2012 г. ввело утилизационный сбор на автомобили для импортеров. После вмешательства ВТО сбор начали платить и местные заводы. Но в отличие от импортеров они стали получать промышленные субсидии, которые по своим размерам сопоставимы с расходами на утилизационный сбор. По мере снижения ввозных пошлин власти увеличивали размер сбора. Последняя такая индексация произошла в 2018 г., и она касалась как новых, так и большинства подержанных машин. Например, для легковых автомобилей старше трех лет с двигателями свыше 1 л, но не более 2 л сбор вырос почти вдвое, с моторами свыше 2 л, но не более 3 л – в 1,5 раза. Почему Минпромторг при планируемой новой индексации хочет сохранить размер сбора для старых легковых автомобилей и большинства коммерческих подержанных машин, представитель министерства не пояснил.

Последняя индексация утилизационного сбора была сделана «с запасом», объясняет сотрудник одного из автоконцернов. Текущего уровня сбора для подержанных машин вполне хватает для защиты отрасли – доля таких машин в общем импорте не растет, отмечает сотрудник другого автопроизводителя.

Подержанные иномарки, как и импортные машины в целом, стали представлять угрозу российскому автопрому в 2000-х: они занимали значительную долю рынка вплоть до кризиса 2008–2009 гг., вспоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но до кризиса места хватало всем: шел активный процесс автомобилизации страны, а мощности и выпускаемый модельный ряд местных заводов, включая построенные иностранцами, не позволяли удовлетворить весь рыночный спрос, поясняет он. «С сокращением рынка (тогда он упал более чем вдвое) подержанные иномарки стали проблемой № 1 для российских автозаводов, что и привело к применению заградительных пошлин», – отмечает эксперт.

В 2008 г. доля машин старше трех лет в общем количестве ввезенных в Россию легковых автомобилей составляла 19%, гласят данные «Автостата». В 2013 г., после введения утильсбора, она упала до 2%, затем вернулась к росту и в 2017 г. достигла 8%. После последней индексации сбора доля старых иномарок опять начала сокращаться: в 2018 г. она составила 4%, а по итогам семи месяцев 2019 г. – 2,2%. Снизился и общий импорт: в 2008 г. в Россию было ввезено более 1,9 млн легковых автомобилей, а в 2018 г. – почти в 8 раз меньше: около 230 000 шт. С учетом размеров утилизационного сбора, а также наличия в России заводов почти всех ведущих автоконцернов массовый ввоз подержанных автомобилей в Россию стал невыгоден, констатирует начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. Об этом говорит и Беспалов. В страну завозятся, как правило, праворульные модели и машины из тех сегментов, что в России плохо представлены. И эта ситуация в обозримой перспективе сохранится, прогнозируют эксперты.

В Россию, как правило, завозятся только те подержанные машины, что не представлены в шоурумах дилеров (на фото – Dodge Challenger)