Россия вдвое снизила пошлины на иномарки

По соглашению о вступлении в ВТО они сокращены до 15%, но угрозы для автопрома это не представляет
Ярослав Чингаев для Ведомостей

С 10 сентября пошлины на ввоз в Россию легковых автомобилей снижены на 2 п. п. до 15% от стоимости машины. Таким образом, Россия исполнила обязательства, взятые при вступлении во Всемирную торговую ассоциацию. Переговоры длились целых 18 лет, а протокол о присоединении был подписан в декабре 2011 г. Среди прочих обязательств он предусматривал поэтапное снижение Россией пошлин на иномарки с 30% до 15%.

Чиновники и отечественные автопроизводители опасались, что снижение пошлин приведет к увеличению привлекательности импорта автомобилей, заморозит инвестиции глобальных автопроизводителей в России или вовсе приведет к закрытию их заводов, вспоминает сотрудник одного из автоконцернов. На тот момент в стране уже работали все ведущие производители – самостоятельно или вместе с локальными партнерами. Их привлекли льготы (преимущественно нулевые ввозные пошлины на комплектующие, доступ к программам поддержки спроса и проч.), которые предложило государство в обмен на строительство автозаводов и увеличение локализации производимых в России автомобилей.

Но наплыва иномарок в Россию не случилось, закрытие же некоторых заводов (GM, Ford) произошло из-за сокращения рынка – по той же причине эти компании решили вовсе свернуть продажи легковых машин в России, продолжает собеседник «Ведомостей».

В 2012 г. в Россию было импортировано 1,08 млн легковых автомобилей, в 2018 г. – почти в 4 раза меньше – около 290 000 шт., гласят данные Федеральной таможенной службы. Продажи легковых автомобилей за это время тоже сократились, но в 1,6 раза – с 2,64 млн шт. до 1,63 млн шт. (данные «Автостата»).

Основные обязательства России в рамках ВТО

Россия обязалась снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 13,2 до 10,8%, а на промышленные товары – с 9,5 до 7,3%. Снижение импортных пошлин по всем позициям должно быть осуществлено в течение переходного периода, который составляет от трех до восьми лет. Например, для таких чувствительных товаров, как мясо птицы, – восемь лет, а для вертолетов, самолетов гражданского назначения и легковых автомобилей – семь.



Россия обязалась ликвидировать все программы субсидирования промышленности или изменить их так, чтобы предоставляемая поддержка не давала преимуществ отечественным товарам перед импортируемой продукцией.



Экспортная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.



Россия приняла обязательства по доступу на рынок услуг по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования. В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25 до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, – с 49 до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм. Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.

Наплыва иномарок не произошло из-за господдержки отрасли, поясняет сотрудник одного из автоконцернов. Вообще-то правилами ВТО она запрещена. Но к вступлению в ВТО чиновники и предприятия автопрома придумали ноу-хау – утилизационный сбор на автомобили. По сути, он сохранил тарифную поддержку на прежнем уровне. Сначала утилизационный сбор платили только импортеры. После вмешательства ВТО местные производители тоже начали платить. Но одновременно с этим государство предоставило им так называемые промышленные субсидии, размер которых сопоставим с расходами на выплату утилизационного сбора. Это существенная сумма – за самые популярные автомобили с объемом двигателя 1–2 л приходится платить от 44 000 до 84 000 руб.

«Эффект от снижения ввозных пошлин на цены импортных автомобилей был частично компенсирован введением утилизационного сбора и его последующей индексацией по мере дальнейшего снижения пошлины», – соглашается старший консультант практики EY по оказанию услуг компаниям автомобильного сектора в СНГ Александр Ряпухин. Также подействовала активная господдержка локальных производителей – льготы по уплате пошлин при ввозе комплектующих, специальные инвестконтракты и проч., а также различные программы поддержки спроса, направленные на выпущенные в России автомобили. Собранным в России автомобилям помогает слабый рубль, продолжает Ряпухин. С 2012 г. по 2018 г. средний курс доллара, устанавливаемый ЦБ, вырос вдвое – с 31,07 руб. до 62,93 руб.

«И наконец, в связи с ухудшением макроэкономической обстановки, снижением платежеспособного спроса и реальных доходов населения происходит смещение спроса в пользу более массовых и бюджетных моделей, которые в основном производятся в России», – заключает Ряпухин.

Решение о строительстве завода было принято до вступления России в ВТО и основывалось на перспективах рынка и желании производить автомобили ближе к потребителю, говорит представитель Nissan. «Условия соглашения с ВТО и их влияние на экономику страны вызывают множество споров, в том числе и в отношении потенциала развития автопрома, – замечает он. – Не секрет, что снижение таможенных пошлин на автомобили, принятое в рамках соглашения, не способствует развитию локального производства, а установление заградительных мер в виде утилизационного сбора хоть и сдерживает увеличение импорта, но не является наилучшим механизмом в части его реализации». Сам Nissan, по словам его представителя, «продолжает верить в развитие рынка и ежегодно увеличивает процент локализации автомобилей локальной сборки». При этом он подчеркивает важность господдержки, получаемой от правительства отраслью и рынком.

«На наш взгляд, российский автопром от вступления в ВТО практически ни в чем не выиграл», – говорит представитель «Соллерса». Обычно страны вступают в ВТО для того, чтобы получить доступ к внешним рынкам, но в случае с автопромом ни одна из стран – участниц ВТО из числа ключевых рынков (ЕС и Азия, прежде всего Китай) не снизила для российских машин ввозные пошлины «и не устранила нетарифные барьеры в виде забюрократизированных процедур омологации». А развитие экспорта сейчас особенно важно для отрасли, подчеркивает представитель компании. Внутренний рынок до сих пор не восстановился до уровня 2012–2013 гг., пояснил он. Более того, в этом году он вновь начал сокращаться: по итогам семи месяцев 2019 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали на 2,3%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Представители «АвтоВАЗа», Hyundai, Renault отказались от комментариев. Ведомости» ожидают ответа от представителей Toyota и группы Volkswagen.