«Яндекс.Драйв» запустил аренду электрокаров в Москве
Заряжать электромобили сервис будет сам«Яндекс.Драйв» начал предлагать московским клиентам в аренду электромобили Nissan Leaf, сообщила компания. Это первый опыт работы «Яндекс.Драйва» с электрокарами в России, уточнил его представитель.
«Яндекс.Драйв» наряду с «Делимобилем» – два крупнейших сервиса каршеринга в России. По данным «Яндекс.Драйва», в его парке 15 000 машин. У «Делимобиля», по данным его пресс-службы, – 12 500.
30 сентября в парке «Яндекс.Драйва» появилось 30 электрокаров. Их можно взять в аренду на полчаса, час и полтора часа. Если автомобиль нужен менее чем на 30 минут, сервис предлагает тариф, аналогичный системе «Яндекс.Такси»: стоимость поездки рассчитывается по расстоянию до пункта назначения.
Перемещение на Nissan Leaf возможно на всей территории столицы и за ее пределами, но вернуть машину нужно внутри Садового кольца. Зарядкой электромобилей займется сам «Яндекс.Драйв»; если машина разрядится во время поездки, к пользователю пришлют эвакуатор, который доставит электрокар к зарядным станциям. По данным городского Единого транспортного портала, плата за пользование электрозарядной инфраструктурой города Москвы до января 2020 г. не взимается.
Представители сервиса обещают, что цены на аренду электрокаров не будут отличаться от цен на обычные автомобили. По оценке Сбербанка, в 2018 г. средняя цена поездки каршерингом в России составила 260 руб. Как для «Яндекс.Драйва» различается стоимость эксплуатации электрокара и обычного автомобиля, его представитель раскрыть отказался.
В России электрокары менее выгодны для транспортных сервисов, чем обычный каршеринг, считает сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац. Такие машины, по его словам, немного дороже и обслуживать их сложнее в том числе из-за того, что машинам требуется частая подзарядка. «Чтобы это направление развивалось, город должен его субсидировать», – считает Кац.
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил 30 сентября, что в Московскую городскую думу будет внесен проект закона об освобождении электромобилей от уплаты транспортного налога. Кроме того, бюджетные субсидии при покупке электромобилей для использования в каршеринге или такси будут увеличены в 2 раза по сравнению с субсидиями на покупку традиционных автомобилей.
Сейчас в Москве в зоне платных парковок всего 40 зарядных станций, сообщил представитель городского департамента транспорта. «До конца 2019 г. планируется подключить в общей сложности порядка 150 станций», – сообщал ранее заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Представитель департамента транспорта уточнил, что в 2020 г. совместно с ПАО «Россети» город планирует установить 120 быстрых зарядных станций для электромобилей, где время зарядки в среднем составит 30 минут.
По словам представителя «Яндекс.Драйва», опыт тестирования показал, что полная зарядка Nissan Leaf занимает 7–8 часов. «Мы, конечно, хотим, чтобы городская инфраструктура зарядных станций для электромобилей расширялась, – говорит он. – Пока на территории Москвы их мало».
Эксплуатацию электрокаров в других городах «Яндекс.Драйв» пока не планирует. «Развитие электроавтомобилей в каршеринге во многом опирается на инфраструктуру – зарядные станции. Если в других городах она будет развиваться, как в Москве, мы рассмотрим такую возможность», – говорит представитель компании.
До сих пор в России примеры эксплуатации электромобилей в каршеринге были единичными. Осенью 2017 г. YouDrive ввела в свой автопарк электрокары BMW i3. Сейчас, по словам представителя компании, у нее семь таких машин. На вопрос о планах наращивания парка электромобилей представитель сервиса не ответил.
В 2018 г. о намерении предложить пользователям в Краснодарском крае электрические Renault Twizy объявил «Делимобиль», но пока сервис не запущен, уточнила его представитель Алена Балакирева. Ранее «Делимобиль» называл неразвитость сети зарядных станций одной из причин, которые сдерживают полноценный запуск электрокаршеринга в Москве. «Должно быть не 100, а тысячи зарядных устройств в масштабе столицы», – говорил осенью 2018 г. ТАСС вице-президент «Микро капитал групп», в которую входит «Делимобиль», Мухит Сейдахметов. Но интерес к электромобилям есть, прежде всего экономический, чтобы меньше зависеть от цен на бензин, добавлял он.