Ford выплатит не всем дилерам компенсации за свой уход с российского рынка
Деньги положены лишь тем, кто сохранит сервисный центр и продолжит продавать коммерческие автомобили FordВ апреле 2019 г. совместное предприятие Ford Sollers объявило о фактическом уходе американского автоконцерна с российского рынка. Производство в России и импорт легковых автомобилей прекращены, два автозавода были закрыты. Работает лишь третий – в Татарстане, он производит легкие коммерческие автомобили Ford Transit. На его базе было создано новое совместное предприятие Ford Sollers, но уже с контролем у российского партнера.
Ford последовал примеру другого американского автоконцерна – General Motors (GM), который из-за спада продаж в России и ослабления рубля законсервировал в 2015 г. завод в Санкт-Петербурге, а также прекратил импорт всех Opel и массовых моделей Chevrolet, сохранив совместное с «АвтоВАЗом» производство Chevrolet Niva. GM тогда компенсировал всем российским дилерам часть инвестиций в салоны. Всего на реструктуризацию бизнеса в России компания выделила около $600 млн. Крупные дилеры получили по нескольку десятков миллионов рублей, вспоминает один из них.
Ford для расчетов с российскими сотрудниками и контрагентами зарезервировал $200 млн. Какими будут компенсации дилерам, представитель американского автоконцерна «Ведомостям» не пояснил, порекомендовав обратиться в Ford Sollers. Представитель последнего не стал комментировать тему компенсаций.
Автоконцерн ничего не предложил тем компаниям, которые отказались от сотрудничества с ним при подписании документов с новым СП, рассказывают менеджеры трех дилерских компаний Ford. Марка остается на рынке, так что получается, что закрытие салона – это решение самих дилеров, говорят они. Тем же, кто согласился и дальше работать с Ford, была предложена компенсация части расходов на фирменную идентификацию автосалонов (элементы мебели, вывески и проч.) – из-за сокращения модельного ряда Ford в автосалонах появились избыточные площади, уточняет один из дилеров. По его словам, сумма компенсаций зависела прежде всего от формы дальнейшего сотрудничества. Компании, которые будут работать в качестве центров по продаже LCV и сервисному обслуживанию всех моделей марки, получат или уже получили в среднем до 1 млн руб. на один салон. Те же, кто согласился заниматься только сервисным обслуживанием легковых и легких коммерческих автомобилей Ford, получат больше – в среднем 1–3 млн руб. Порядок компенсаций такой, подтверждают два других дилера.
Два дилера сказали, что решили сохранить в своих салонах продажи и сервис Ford. Третий сообщил, что оставит большинство центров (часть только под сервис) и закроет один. Партнерами Ford останется подавляющее большинство дилеров в России – примерно 90%, уверен один из дилеров. По данным «Автостата», на конец 2018 г. в России было 99 дилерских центров Ford, в июле 2019 г. – 95.
Пока салоны функционируют в обычном режиме, продавая в том числе легковые автомобили. Они еще остались на складах после распродажи, объявленной в апреле 2019 г. Сколько легковых машин осталось в стране, не известно, представители Ford и его СП с «Соллерсом» цифр не раскрывают. Один дилер рассказал, что рассчитывает завершить продажу легковых машин в сентябре, второй – в октябре, у третьего, по его словам, легковых Ford уже не осталось.
Российский рынок, не успев оправиться от кризиса 2013–2016 гг., в этом году вновь начал сокращаться, напоминает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. В этой ситуации дилеры несут такие же риски, что и автоконцерны. По его мнению, государству нужно разработать прозрачную систему защиты инвестиций автодилеров. Например, требовать с покидающих рынок компаний возврата полученных ими от государства субсидий и частично направлять эти средства на компенсацию ущерба дилерам, рассуждает Мосеев.