Ford уведет легковые автомобили из России

СП Ford Sollers закроет в России три завода – два автосборочных и моторный
Татьяна Боброва для Ведомостей
Татьяна Боброва для Ведомостей

Совместное предприятие Ford Sollers до конца июня 2019 г. закроет два из трех своих автомобильных заводов – во Всеволожске Ленинградской области и Набережных Челнах в Татарстане, а также завод по производству двигателей в ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга, Татарстан). Об этом СП объявило 27 марта. Производство и импорт легковых автомобилей Ford в России будут полностью прекращены. Сохранится лишь выпуск легких коммерческих автомобилей (LCV) Ford Transit. Они собираются на третьем автозаводе СП – в ОЭЗ «Алабуга».

«Соллерс» Вадима Швецова получит 51% в новом СП (нынешнее контролирует Ford), которое будет создано на базе 100%-ной «дочки» «Форд Соллерс холдинга» – «Форд Соллерс Елабуга». Это СП заработает с 1 июля 2019 г. Условия получения контроля представитель «Соллерса» не пояснил, но отметил, что в развитие предприятия предусмотрены инвестиции с обеих сторон.

Все это предполагает одобренная партнерами программа реструктуризации бизнеса Ford Sollers. Главная цель – «возврат к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке». Когда завершатся продажи легковых автомобилей Ford в России, представитель СП не уточнил. Но компания обещает выполнять обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию. Этим займется новое СП, следует из сообщения «Соллерса».

Сейчас общая численность работников Ford Sollers составляет 3700 человек, все заводы работают в обычном режиме, говорит представитель СП. Сколько людей предполагается уволить, не раскрывается. Сокращение штата будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций, сообщила компания.

Заводы, которые будут закрыты, останутся у «Форд Соллерс холдинга», контролируемого Ford, и будут проданы на рынке, говорит источник, близкий к «Форд Соллерс холдингу» (представители «Соллерса» и самого СП это не комментируют). Основные переговоры ведутся с теми, кто уже имеет автопроизводство в России, уточняет он, не называя компаний. По его словам, долг Ford Sollers перед ВЭБом, основным кредитором СП, останется на «Форд Соллерс холдинге». Он отметил, что компания представила банку план реструктуризации и погашения долга, но какой именно – не уточнил. Ford обратился в ВЭБ с предложением по реструктуризации бизнеса в России, стороны обсуждают варианты, говорил 26 марта председатель госкорпорации Игорь Шувалов. Детали он не пояснил, заметив, что «это интересное предложение» (его слова привел «Интерфакс»). В 2011 г. госкорпорация выделила совместному предприятию 36 млрд руб., в 2015 г. сообщалось о дополнительных 13,5 млрд руб. Текущая задолженность перед ВЭБом не раскрывается.

Ford может найти покупателей для закрывающихся заводов в России, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Это могут быть автоконцерны, заводы которых в России загружены и есть планы дальнейшего развития, например группа Volkswagen (VW), у которой есть собственный завод в Калуге и контрактное производство на ГАЗе, или Hyundai, завод которой в Санкт-Петербурге работает на полную мощность, перечисляет Беспалов. Представитель Hyundai Motor CIS от комментариев отказался, представитель VW на вопросы не ответил. Но закрыть за счет продажи площадок весь долг Ford вряд ли сможет, потребуются дополнительные средства, считает Беспалов. В сообщении Ford говорится, что для расчетов с контрагентами и сотрудниками резервируется $200 млн.

Ford стал первым международным автоконцерном, построившим в России завод полного цикла. Предприятие во Всеволожске заработало в 2002 г. СП «Соллерса» и Ford было создано в 2011 г. В компанию входит три автозавода суммарной мощностью 360 000 машин в год и один моторный мощностью 105 000 двигателей в год. Все модели выпускаются в режиме полного цикла. Совокупные инвестиции в проекты Ford Sollers превышают $1,5 млрд.

Уход с российского рынка легковых автомобилей Ford объясняет тем, что он в отличие от рынка LCV приносит автоконцерну убытки. С 2012 г., рекордного для российского рынка года, продажи Ford упали в 2,5 раза до 53 234 автомобилей в 2018 г., а рыночная доля сократилась с 4,5 до 3%, свидетельствуют данные АЕБ. По итогам 2018 г. в списке 25 самых продаваемых моделей нет ни одного легкового автомобиля Ford. Зато выпускаемый в Татарстане легкий коммерческий Transit по итогам 2018 г. – самая продаваемая модель в России среди иномарок, за три года ее продажи утроились, сообщает компания.

Для развития производства обновленный Ford Sollers может подписать специальный инвестконтракт, который дает доступ к господдержке. Об этом в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал вице-премьер Дмитрий Козак. Он допустил, что документ будет подписан в течение ближайших двух месяцев.

Татьяна Боброва для Ведомостей