Ford оптимизирует убыточный бизнес в Европе

Стратегия в России также будет пересмотрена
«Соллерс», по словам его представителя, обсуждает с Ford различные сценарии реструктуризации бизнеса в России
«Соллерс», по словам его представителя, обсуждает с Ford различные сценарии реструктуризации бизнеса в России / Юлия Ерашова / Ведомости

Американский автопроизводитель уже много лет несет убытки в Европе, отмечает Reuters. Но Ford теперь поставил цель достичь 6%-ной операционной прибыли в Европе в долгосрочной перспективе. Для этого Ford реорганизует бизнес в Европе в три подразделения, объявил автоконцерн 10 января. Одно будет заниматься пассажирскими автомобилями, второе – грузовыми, а третье – импортировать нишевые модели, как Mustang. Ford покинет сегмент минивэнов и сосредоточится на выпуске кроссоверов. Также компания закроет завод в Бордо во Франции и объединит офисы Ford U.K. и Ford Credit в Великобритании. Кроме того, Ford ведет переговоры о сокращениях с профсоюзом рабочих на заводе в немецком Саарлуисе, где компания прекратит выпускать модель C-Max.

Стивен Армстронг, президент Ford EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка), отказался назвать, сколько точно рабочих мест планирует сократить компания. Он только сказал, что это будут «тысячи». Сейчас на Ford в Европе работает 53 000 человек, пишет Automotive News. Убыток Ford до уплаты процентов и налогов в регионе в III квартале составил $282 млн по сравнению со $192 млн годом ранее.

Гендиректор Джим Хэкетт, который возглавил Ford в мае 2017 г., хочет в течение пяти лет сократить расходы на $14 млрд и сосредоточиться на выпуске кроссоверов, внедорожников, грузовиков, электромобилей и самоуправляющихся моделей.

В России Ford представлен совместным предприятием Ford Sollers, у которого в стране один моторный завод и три автомобильных – в Ленинградской области и Татарстане.

В 2017 г. продажи Ford в России выросли на 18% до 50 360 шт., весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей увеличился на 11,9% до 1,6 млн шт., по данным АЕБ. В прошлом году марка чувствовала себя хуже рынка. По итогам 11 месяцев 2018 г. (данные за полный год еще не публиковались) было продано 47 488 машин Ford – на 6% больше, чем годом ранее. Общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России увеличились на 13,7% до 1,63 млн шт.

Текущие продажи Ford, несмотря на рост, не позволяют даже наполовину загрузить предприятия Ford Sollers, совокупная мощность которых составляет около 360 000 машин в год. Например, завод во Всеволожске, выпускающий седаны, хетчбэки и универсалы Ford Focus, а также седаны Ford Mondeo, при мощности более 160 000 автомобилей в год произвел в 2017 г. около 20 000 машин. На заводе в Елабуге, где выпускаются кроссоверы Ford Explorer и Kuga, а также легкие коммерческие автомобили Transit, в 2017 г. было произведено 17 000 машин при мощности предприятия в 85 000 автомобилей в год. Автозавод Ford Sollers в Набережных Челнах, выпускающий субкомпактные кроссоверы Ford EcoSport, а также хетчбэки и седаны Ford Fiesta, произвел в 2017 г. около 7000 машин при мощности 115 000 шт. в год.

«На данный момент нет принятых решений по заводам, линейке и т. д. – происходит комплексный пересмотр планов», – говорит представитель Ford Sollers. По его словам, акционерами СП рассматривается несколько вариантов реструктуризации бизнеса. Подробности он не сообщил. Решение будет принято во II квартале 2019 г. «Стратегический пересмотр планов Ford Sollers происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, нацеленной на повышение доходности в ближайшей перспективе и усиление конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках», – добавляет представитель СП.

«Соллерс», по словам его представителя, обсуждает с Ford различные сценарии реструктуризации бизнеса в России для повышения его эффективности. Какие именно варианты рассматриваются, он не раскрыл. Финансовые результаты СП по итогам 2018 г. тоже не раскрываются.

До середины января завод Ford Sollers во Всеволожске будет находиться в простое, как это было в декабре, говорит председатель территориальной организации межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Игорь Темченко. В ближайшей перспективе каких-либо изменений он не ожидает. План производства автозавода на ближайшее полугодие утвержден плюс по договоренности с профсоюзом до конца весны никаких массовых сокращений на заводе быть не должно, говорит собеседник «Ведомостей». Но он слышал, что в СП обсуждается возможность снятия с производства EcoSport и Fiesta из-за небольших продаж моделей. Выпускающий их завод в Татарстане осенью 2018 г. тоже ушел в простой.

В 2019 г. Ford Sollers прогнозирует продажи в России на уровне 53 000 машин, говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний Ford в России. С тремя недозагруженными заводами Ford Sollers из убытков не выбраться, имеет смысл закрыть 1–2 предприятия, считает он. По его словам, менеджеры СП в недавней беседе заверяли, что никаких серьезных изменений в объемах поставок, в работе дилерской сети не планируется.

По информации «Авторевю», в России сохранится только производство фургонов Ford Transit на заводе в Елабуге, площадки в Набережных Челнах и Всеволожске прекратят выпуск автомобилей.

Другой американский автоконцерн – General Motors – из-за обрушения рынка в России в 2013–2015 гг. поступил кардинально. В 2015 г. он законсервировал свое производство в Санкт-Петербурге, свернул выпуск в Калининграде, Нижнем Новгороде и остановил продажи всех автомобилей марки Opel и массовых моделей Chevrolet. Сохранили только производство на СП «Джи эм – АвтоВАЗ», которое выпускает одну модель, но с высоким уровнем локализации.

«Соллерс», по словам его представителя, обсуждает с Ford различные сценарии реструктуризации бизнеса в России