Российский авторынок ждет непростой год
Из-за роста НДС и ужесточения западных санкций его рост замедлится в 3,5 разаУвеличение НДС в России до 20% с начала 2019 г. и возможное ужесточение санкций США «создают существенные риски и неопределенности на [российском автомобильном] рынке, в особенности в I квартале», заявил руководитель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. По его словам, в январе и феврале продажи могут даже упасть год к году. Однако при неизменности правительственной политики и сохранении поддержки отрасли спрос позволит удержать продажи и вернуться к росту в течение года, считает Шрайбер.
По итогам 2019 г. ассоциация ждет небольшого роста рынка легковых и легких коммерческих автомобилей – на 3,6%, или до 1,87 млн шт. Это существенное отступление, так как в последние два года продажи новых автомобилей в России росли двузначными темпами: в 2017 г. – на 11,9%, в 2018 г. – на 12,8%.
Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков в целом разделяет позицию АЕБ, но собственных расчетов агентство пока не представило. В 2019 г. подойдет очередной цикл смены автомобилей, купленных в 2011–2013 гг., а это весьма солидное количество, объясняет он.
Продажи новых легковых машин все еще почти на 40% ниже пиковых значений, зафиксированных в 2012 г.: тогда в России было приобретено 2,9 млн машин, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому если в российской экономике не произойдет существенных потрясений, то потребители продолжат обновлять автомобильный парк, а рынок – восстанавливаться, считает он. По прогнозу «ВТБ капитала», в 2019 г. рынок вырастет на 6–7%.
Беспалов соглашается с позицией АЕБ, что в начале нынешнего года продажи действительно окажутся ниже прошлогодних – из-за НДС и традиционной годовой индексации.
Цены на новые автомобили с 1 января выросли на 1–5%, передавало агентство ТАСС. Опрошенные «Ведомостями» автопроизводители также предупреждали об этом. В частности, о повышении цен на 2% рассказывал представитель Nissan и сообщала Volvo. Корректировала цены с 1 января и Infiniti, говорил ее представитель. Целиков из «Автостата» ожидает роста цен по итогам 2019 г. на новые автомобили на 5–7%.
В декабре 2018 г. был зафиксирован повышенный спрос на автомобили (+5,6%), но теперь на рынок окажет влияние смена настроения потребителей, считает председатель правления крупного автодилера «Авилон» Андрей Павлович: в первой половине нынешнего года покупатели еще понаблюдают за изменением ситуации в связи с ростом НДС и отложат покупку автомобиля на второе полугодие. По его мнению, одним из драйверов рынка может стать поддержка продаж автопроизводителями – за счет стимулирующих программ. Павлович ожидает, что рост продаж в «Авилоне» по итогам года окажется не ниже 10–15%, тогда как рынок в целом может как упасть до 10%, так и вырасти на 5%. Все будет зависеть от того, какую поддержку окажут автопроизводители в течение года, полагает он.
По прогнозу Toyota Motor на нынешний год, российский рынок продолжит восстанавливаться. Продажи составят 1,83 млн машин благодаря эффекту отложенного спроса, говорит представитель автопроизводителя в России. В частности, на укрепление позиций Toyota прежде всего повлияют новинки, которые бренд подготовил к 2019 г., – новые поколения Corolla и RAV4 и расширение линейки TRD, обещает он.
Директор по развитию дилера «Рольф» Владимир Мирошников менее оптимистичен: продажи новых автомобилей не превысят результатов 2018 г. По его мнению, восстановления спроса стоит ожидать не ранее второго полугодия. Рынок будет поддержан за счет отложенного спроса, поскольку автопарк страны по-прежнему очень старый и нуждается в обновлении, соглашается Мирошников, а от падения рынок могут удержать новые меры стимулирования спроса со стороны правительства. «На опыте предыдущих лет мы убедились, что наиболее эффективной мерой поддержки спроса на автомобильном рынке оказывается субсидирование процентной ставки по автокредитам», – заключает он.