Северная Африка превращается в новый центр производства автомобилей
Это связано с увеличением спроса на автомобили и притоком иностранных инвестиций в регионКрупнейшие производители автомобилей стремятся создать в Северной Африке новый кластер автомобилестроения, несмотря на редкие истории индустриального успеха в Африке. Volkswagen, Renault, Peugeot, Hyundai Motor, Toyota Motor инвестировали в последние годы миллиарды в Африку. Компании видят здесь перспективы роста, которых уже нет на традиционных рынках. Продажи новых автомобилей в США, Китае и Европе сокращаются после 10-летнего бума.
Новый кластер автомобилестроения, предназначенный для удовлетворения регионального спроса, может стать моделью для компаний, которые переосмысливают свои глобальные цепочки поставок по мере роста торговых барьеров в мире, в значительной степени стимулируемых политикой президента США Дональда Трампа.
Сейчас на дорогах Ближнего Востока и Африки 59 млн автомобилей. К 2040 г. эта цифра вырастет до 90 млн, прогнозирует ОПЕК.
В Марокко уже производится больше автомобилей, чем в Южной Африке, и вскоре, как ожидается, будет производиться в год больше, чем в Италии. Королевство уже стало крупным поставщиком комплектующих для европейских автозаводов, включая высокотехнологичный завод Ford Motor в Валенсии (Испания). Последний импортирует автокресла, интерьеры, электропроводку и другие компоненты из Марокко.
Инвестиции автопроизводителей в регионе растут отчасти и потому, что некоторые государства снижают импорт автомобилей для привлечения производственных мощностей в свои страны. В прошлом году Алжир потребовал, чтобы большая часть новых автомобилей производилась внутри страны. Такая норма убедила Volkswagen в необходимости построить в Релизане (Алжир) новый сборочный завод, который начал выпускать автомобили нескольких своих брендов, включая небольшой фургон Caddy, популярный у торговцев, и Polo compact. Испанская компания SEAT производит в Алжире седан Ibiza и спортивно-грузовой автомобиль Arona, а чешская Skoda – популярный седан Octavia на заводе в Релизане.
В Марокко Renault, которая занимает более 40% рынка в регионе, за последние пять лет построила два сборочных завода, производящих более 200 000 автомобилей в год. Peugeot, активно расширяющая присутствие в регионе, строит в Марокко завод, запуск которого состоится в конце года. Volkswagen является одним из самых активных инвесторов в развивающуюся автомобильную промышленность Африки. Компания открыла заводы в Кении и Руанде. Недавно она объявила о планах строительства сборочных заводов в Нигерии и Гане.
Местные органы власти стремятся привлечь иностранные инвестиции для погашения китайских инфраструктурных займов. Правительства африканских государств создают благоприятные для бизнеса условия: ослабление валютного контроля, создание зон свободной торговли и предоставление финансовых стимулов. В некоторых странах реализуются проекты по расширению и строительству автомобильных дорог, железнодорожных путей, глубоководных портов.
В мае Международный валютный фонд высоко оценил усилия государственных органов Северной Африки и Ближнего Востока по проведению рыночных реформ после «арабской весны», направленных на то, чтобы положить конец десятилетиям экономического застоя.
Но автопроизводители осознают финансовые риски ведения бизнеса в регионе. Массовая безработица среди молодежи в странах Магриба (северо-западная Африка) подпитывает эмиграцию, преступность и исламистский экстремизм. Эти проблемы могут быть решены в том числе и благодаря расширению экономической деятельности в странах региона. Европейские страны также рассматривают стабильность и процветание в Северной Африке как ключ к собственной безопасности. «Конечно, риски есть», – говорит Эрдем Кизильдере, топ-менеджер SEAT и директор алжирского завода компании, который, как ожидается, соберет 50 000 автомобилей в этом году. «Но мы видим потенциал региона. Это очень молодой рынок, который становится все более индустриальным», – добавляет он.
По данным Frost & Sullivan, прямые иностранные инвестиции в страны Северной Африки выросли с менее чем $5 млрд в 2011 г. до $12 млрд в 2016 г., в основном за счет инвестиций автопроизводителей.
«Ситуация на континенте стабилизируется», – сказал представитель Volkswagen Томас Шефер. В августе компания подписала соглашение с Ганой и Нигерией о строительстве сборочных заводов в этих странах в обмен на правительственные гарантии защиты инвестиций. «Устраняются последние барьеры, блокирующие развитие регионального автопрома. Это огромная возможность для нас», – сказал он.-
Перевела Полина Трифонова