Продажи через интернет автомобилей с пробегом активно растут
Этому способствует в том числе развитие специализированных онлайн-сервисовВсе больше клиентов ищут подержанные автомобили на интернет-площадках и через онлайн-сервисы, рассказала «Ведомостям» руководитель группы автомобильного сектора Deloitte Татьяна Кофанова. Именно в интернете, по ее мнению, группируется самая большая база вторичных машин.
С развитием онлайн-сервисов клиенты стали тратить меньше времени на поиск автомобиля в разных салонах, говорит Кофанова. Кроме того, жители других городов теперь меньше ездят за вторичкой в Москву: цены в регионах и столице уравниваются, а местное предложение не уступает московскому. Почти все автомобили с пробегом сейчас продаются через сайты объявлений, соглашается директор по продажам «Авилон трейда» Антон Демкин: сначала клиент выбирает автомобиль на сайте, а к дилеру уже приезжает непосредственно оформить сделку купли-продажи. Так у «Авилона» продается 90% подержанных машин, у «Автоспеццентра» – 95%, у «Автомира» – более 50%, у «Рольфа» – 60%, сказали их представители. Подсчеты Deloitte показывают: если прежде клиент до покупки автомобиля с пробегом приходил к автодилерам 3–4 раза, то теперь – меньше двух. «Это значит, покупатель готов чуть ли не в первое посещение приобрести автомобиль», – резюмирует Кофанова.
В свою очередь, онлайн-сервисы также адаптируют свой бизнес под автодилеров. Например, в конце апреля сервис объявлений «Авто.ру» открыл собственный шоурум, где выставляет автомобили с пробегом. Такой эксперимент призван лучше понять модель работы автодилеров и сделать для них взаимодействие с сервисом более привлекательным, поясняет «Ведомостям» гендиректор «Яндекс.Вертикалей» (управляет проектами «Авто.ру», «Работа» и «Недвижимость») Антон Забанных. По его словам, объявления на «Авто.ру» размещают как физические лица (80%), так и автодилеры (20%). Причем если для первых подать объявление ничего не стоит, указывает он, то юридические лица платят за него комиссию – до 5000 руб., на этом сервис и зарабатывает. Цель новшества – чтобы и автодилеру, и продавцу стало удобнее совершать сделки через сервис, отмечает Забанных. Всего в 2017 г. на «Авто.ру», по его данным, продано 1,5 млн машин.
Конкурент «Авто.ру» – компания «Авито» – с дилерами работает также за комиссию. Условия индивидуальны и зависят от региона, количества объявлений и дополнительных услуг, говорит руководитель «Avito авто» Сергей Литвиненко. В 2017 г. через Avito продано 2,2 млн автомобилей.
Согласно аналитическому агентству «Автостат» (учитывает регистрации автомобилей) весь рынок вторичных машин вырос на 2,1% до 5,3 млн шт. При этом для официальных автодилеров продажи автомобилей с пробегом – относительно новый бизнес: в 2017 г. 13% всех подержанных легковых машин реализованы через такие центры против 11% годом ранее, подсчитали аналитики ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Продажи автомобилей с пробегом росли у всех крупных официальных дилеров в прошлом году: у «Автоспеццентра» – на 8%, «Авилона» – на 13%, «Фаворит моторс» – более чем на 30%, «Рольфа» – на 45%, «Автомира» – на 72%, передали их представители. Этому способствовала и помощь производителей, отмечает Кофанова: при достижении определенных показателей по продажам автодилеры могут получить бонусы – по аналогии с новыми автомобилями. Для автодилеров это двойной плюс, поскольку рентабельность на вторичном рынке выше, отмечает эксперт. У автомобилей с пробегом маржинальность – около 10–11%, у новых – 3–5%, а по некоторым брендам из-за сильной конкуренции может быть близкой к нулю, говорит заместитель департамента розничных продаж ГК «Автоспеццентр» Сергей Полянских. Хотя непосредственно в деньгах на новых машинах заработать можно больше из-за более высокой цены на них по сравнению с автомобилями с пробегом, добавляет он.
К 2020 г. доля продаж подержанных автомобилей через официальных дилеров вырастет в 2 раза до 30%, ожидает вице-президент ассоциации РОАД Денис Мигаль.