У государства закончились средства на льготный автолизинг
Израсходованы 4 млрд рублей, запланированные на 2018 год, но денег могут добавитьВ начале апреля лизинговые компании приостановили прием заявок по госпрограмме льготного автолизинга, рассказали «Ведомостям» три человека в автомобильной, дилерской и лизинговой компаниях. Закончились средства, запланированные на эту программу в 2018 г., - 4 млрд руб., объясняют два собеседника.
Эта госпрограмма была введена несколько лет назад для поддержки спроса на падавшем автомобильном рынке. Государство субсидирует авансовый платеж при заключении договора лизинга – 12,5% от стоимости автомобиля. До лета 2017 г. субсидировалось 10%, но тогда не было ограничений по составу участников.
Сейчас программа включает в себя несколько адресных, рассчитанных на определенную категорию покупателей: «Свое дело» (малый и средний бизнес), «Российский фермер» (сельхозпроизводители), «Российский тягач».
В 2018 г. для стимулирования продаж не менее 15 000 машин из резервного фонда правительства было выделено 4 млрд руб. – эта сумма была зафиксирована в распоряжении правительства от 30 марта 2018 г. Но лизинговые компании получат субсидии после подписания постановления правительства, которое ожидается в мае, говорит один из собеседников «Ведомостей». Так же было в 2017 г.: сначала лизинговые компании давали скидки за свой счет, а затем правительство их компенсировало.
«Программа льготного автолизинга стала одной из самых эффективных программ стимулирования спроса, которая во многом обеспечила быстрое восстановление продаж коммерческих автомобилей на российском рынке», – комментирует представитель «Соллерса» (контролирует УАЗ). По данным «Автостата», в 2017 г. российский рынок грузовиков вырос на 50,4% до 80 157 шт., легких коммерческих автомобилей – на 16,7% до 108 437. «Мы считаем, что данную программу необходимо по возможности продлить», - говорит представитель «Соллерса». На продление надеется и представитель группы «Камаз». Рынок хотя и растет, но пока не достиг докризисных показателей, а покупатели, на которых рассчитаны адресные программы, прежде всего нуждаются в поддержке, замечает он.
«Ценность программы в том, что она адресная, субсидия идет конечным пользователям коммерческой техники. И через это работает с эффектом рычага сразу на несколько сегментов - автопроизводителей, потребителей техники и лизинговые компании», - отмечает гендиректор, председатель правления лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов. Благодаря этой программе в России растет популярность лизинга, указывает он. В 2017 г., по оценке «Европлана», в общих продажах коммерческих автомобилей в России на лизинговые сделки пришлось около 50%, с использованием госпрограммы - около 30%, оценивает Михайлов.
Возможность продления госпрограммы обсуждается, знает сотрудник одного из автоконцернов. По его информации, сумма пока не согласована, но автопроизводители просят добавить 6–7 млрд руб. Для сравнения: в 2017 г. на программу было выделено 13,75 млрд руб.
Минпромторг не против продления госпрограммы, сейчас идет поиск источников финансирования, добавляет собеседник «Ведомостей». Представители Минпромторга и Минфина на вопросы «Ведомостей» пока не ответили.