Бюджет продолжит поддержку автопрома
Премьер Дмитрий Медведев продлил действие программ автокредитования и автолизинга. Адресные меры поддержки в них пока не вошлиПремьер Дмитрий Медведев подписал постановления, продлевающие на 2017 г. программы льготного автолизинга и автокредитования. Документы опубликованы 11 мая на сайте правительства.
По условиям обновленной программы льготного автокредитования (компенсация части процентной ставки) отменена обязательная 20%-ная предоплата и увеличена предельная стоимость машины с 1,15 млн до 1,45 млн руб. Это «позволит компенсировать подорожание автомобилей в течение 2016 г., расширить перечень субсидируемых марок и моделей машин», говорится в пояснительной записке. «Мы компенсируем увеличение цены автопроизводителям, которое происходило в течение 2016 г.», – передал «Ведомостям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По данным «Автостата», средневзвешенная цена легкового автомобиля в России по итогам 2016 г. составила 1,4 млн руб. (+15%), по итогам I квартала 2017 г. – 1,34 млн руб. В 2017 г. чиновники рассчитывают увеличить продажи автомобилей по программе льготного автокредитования. «Каждый третий автомобиль, который реализовывается на рынке, – это за счет [различных программ] господдержки», – отмечает Мантуров. По оценке президента Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олега Моисеева, повышение предельной цены увеличивает охват моделей примерно в 1,5 раза. Ассоциация просила поднять планку до 1,5 млн руб.
Представитель Kia (лидер в России среди иномарок) называет программу автокредитования «самой эффективной мерой господдержки». По его словам, на нее приходится 25–27% розничных продаж марки в России. Корректировка позволит Kia продать больше автомобилей, говорит представитель: раньше в программу попадали Kia Rio, cee’d, Cerato и Soul, а теперь еще Sportage и Optima. Устраивают новые условия программы и Renault, говорит представитель концерна. В 2016 г. по программе было продано 24 000 машин марки.
Основные условия программы льготного автолизинга (компенсируется до 10% цены автомобиля) по сравнению с 2016 г. не изменились. Ожидалось, что в обе программы будут интегрированы адресные программы: «Российский фермер», «Свое дело», «Российский тягач», «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль». Их участникам обещаны дополнительные скидки. Эти программы должны заменить главный механизм стимулирования спроса – обновления парка. Но в майских постановлениях правительства новых программ нет. Представитель Минпромторга это не стал комментировать.
По словам Моисеева, в начале недели РОАД получила от Минпромторга подтверждение запуска адресных программ в 2017 г. Чиновники не отказались от них – необходимые документы выйдут в начале лета, говорят сотрудники двух автоконцернов. Собеседники «Ведомостей» добавляют, что 20 млрд руб. для программ автокредитования и автолизинга не учитывают расходы на субпрограммы – они будут предусмотрены отдельно. Обсуждение адресной поддержки продолжается, подчеркивают собеседники.
«Мы считаем, что дополнительные субпрограммы льготного лизинга не будут работать и не станут стимулом для рынка», – считает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. По ее словам, существующие льготные программы охватывают те категории потребителей, которые готовы покупать LCV с использованием заемных средств. Дополнительные меры не привлекут новых покупателей, так как подавляющее большинство покупателей LCV – около 70% – это малый и средний бизнес, который не приобретает машины на заемные средства, отмечает Матвеева. «Мы считаем более целесообразным вместо этих субпрограмм направить средства на программу обновления парка, которая охватывает все категории потребителей и уже доказала максимальную эффективность», – заключает она.