Россияне снова стали покупать автомобили
Автомобильному рынку помогли общее оживление экономики и госпрограммы стимулирования спросаАвтомобильный рынок восстанавливается после нескольких лет затяжного кризиса. Продажи в 2017 г. выросли у всех производителей.
Для российского рынка легковых автомобилей, который сокращался в 2013-2016 гг., этой весной произошел переломный момент - начался рост. В январе - ноябре продажи легковых машин и LCV выросли на 11,7% до 1,4 млн машин, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Положительный результат демонстрируют большинство брендов, входящих в топ-20. Вслед за спросом начало расти и производство легковых машин. По итогам 11 месяцев 2017 г. было выпущено 1,3 млн легковых автомобилей - рост составил 22,4%, по данным Росстата.
«I квартал 2017 г. был очень настораживающим, визуально рынок начал расти только во втором полугодии», - вспоминает представитель УАЗа. На смену тренда повлила общая стабилизация основных показателей (в том числе нефть, курс, инфляция) - население привыкло к сложившейся кризисной ситуации и стало адаптироваться, говорит он. «В условиях стабилизации стал реализовываться отложенный спрос на автомобили, поскольку в течение 2015-2016 гг. машины практически не меняли, а сейчас как раз подошел срок смены», - отмечает собеседник. Синергетический положительный эффект имели и программы господдержки, подчеркивает представитель УАЗа. Рост во многом объясняется мерами государственной поддержки, соглашается представитель Renault. С помощью государства продавался каждый второй автомобиль, по данным Минпромторга. Главными мерами поддержки в 2017 г. были программы обновления парка (субсидирование скидок при утилизации старой машины или при ее обмене на новую) и льготного автокредитования, в том числе введенные в этом году адресные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (субсидирование скидки при автокредитовании). «Благодаря более умеренным колебаниям курса рубля и снижению ключевой ставки в 2017 г. на рынке наметилась стабилизация, - отмечает представитель Ford Sollers. - В сочетании с мерами государственной поддержки лизинговых и кредитных автопрограмм отложенный потребительский спрос начал возвращаться».
Смена флагманов
Крупнейший российский автопроизводитель и лидер рынка «АвтоВАЗ» (входит в альянс Renault-Nissan), чьи продажи начали расти в России еще летом 2016 г., продолжил увеличивать свою долю на рынке и в текущем году. За девять месяцев она составила 19,5% (годом ранее - 18,6%), по данным АЕБ. Главными новинками Lada в 2017 г. стали универсал Vesta SW и и его кросс-версия Vesta SW Cross - их производство началось на заводе «Lada Ижевск», где уже выпускается седан этого семейства. Кроме того, «АвтоВАЗ» вывел на рынок серийную двухтопливную Vesta CNG (бензин и компримированный природный газ). В ноябре 2017 г. семейство Vesta обогнало Granta и стало самым популярным среди модельного ряда Lada на российском рынке. Этому помогли не только новинки, сказалось и ноябрьское 12%-ное падение продаж Granta. Общие продажи марки в этом месяце выросли на 14%, продажи Vesta - почти в 1,5 раза. Параллельно «АвтоВАЗ» восстанавливал ранее сильно упавший экспорт. За девять месяцев «АвтоВАЗ» впервые за пять лет получил операционную прибыль - 1,9 млрд руб. Помог не только общий рост рынка. Основные акционеры с декабря прошлого года участвуют в масштабной программе рекапитализации автоконцерна, плюс сам «АвтоВАЗ» продолжал сокращать свои расходы, в том числе оптимизируя численность сотрудников.
В этом году произошла смена флагманской модели и у одного из основных конкурентов Lada - Hyundai. Компактный кроссовер Creta, выпускаемый с лета 2016 г., обогнал седан Solaris. Обе модели производятся на «Хендэ мотор мануфактуринг рус». За годы падения спроса на автомобили средняя загрузка российских автозаводов сократилась до 40%. И «Хендэ мотор мануфактуринг рус» был единственным автозаводом, который продолжал работать на полную мощность - это нужно было для стратегии Hyundai и Kia по увеличению доли на российском рынке. Для сравнения: в 2012 г. обе марки совокупно занимали 12,3% рынка, в январе – ноябре 2017 г. - уже почти 22%, по данным АЕБ. Выпускаемые на заводе модели (помимо Solaris и Creta это Kia Rio) входят в топ-5 российского рынка. В 2017 г. началось производство новых Solaris, Rio и его кросс-версии Rio X-line. По итогам года завод увеличит общее производство примерно на 10% до 228 000 автомобилей, по словам представителя предприятия. Часть продукции идет на экспорт в Казахстан, Белоруссию, на Украину, в Азербайджан. Всего в 2017 г. планируется отправить за рубеж около 5000 машин.
Иностранцев все больше
В 2017 г. «Renault Россия» (есть завод в Москве и контрактное производство на «АвтоВАЗе») продолжила реализацию своей стратегии, основанной на трех основных направлениях: локализация, импортозамещение и экспорт, а также «предложила ряд важных инициатив в области развития новой мобильности», говорит представитель компании. В числе крупных проектов-2017 собеседник назвал экспорт сваренных и окрашенных кузовов российского производства (выпускаются на мощностях «АвтоВАЗа») для автомобилей Renault Logan в Алжир: в 2017 г. было отгружено более 20 000 кузовов. «Кроме того, летом этого года "Renault Россия" начала поставки автомобилей Renault Duster российского производства в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Отгрузки в 2017 г. составят несколько тысяч автомобилей», - добавляет представитель компании.
Основным событием для партнера Renault по альянсу - японской Nissan - в текущем году стало возвращение на заводе в Санкт-Петербурге (выпускает Qashqai, Х-Trail, Murano) второй рабочей смены. По итогам 2017 г. предприятие хочет увеличить производство примерно на четверть. В перспективе на заводе может быть налажена сборка машин других участников альянса, говорил «Ведомостям» председатель управляющего комитета Nissan Europe Пол Уиллкокс. Автомобили для партнеров по альянсу в России уже выпускают «АвтоВАЗ» (модели Renault, Nissan и Datsun) и московский завод Renault (Nissan Terrano).
У завода Toyota в Санкт-Петербурге в текущем году не было крупных проектов, но предприятие наращивает производство: в этом году оно увеличится почти в два раза. Помимо роста рынка сказывается запуск в 2016 г. производства второй модели - к Toyota Camry добавился кроссовер RAV4. Мощности завода тогда удвоились до 100 000 машин в год.
Калужский автозавод «ПСМА рус» (70% - у французской PSA Group и 30% - у японской Mitsubishi Motors Corporation) на фоне роста рынка в этом году возобновил производство Mitsubishi Pajero Sport. Другим ключевым проектом завода стала подготовка к запуску производства новой для него продукции - легких коммерческих автомобилей. Это будут фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy, а также микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer, рассказал в интервью «Ведомостям» исполнительный вице-президент Groupe PSA, главный управляющий директор по России, Евразии и СНГ Кристоф Бержеран. Выпуск первых моделей начнется в I квартале 2018 г.
Группа Volkswagen, у которой автозавод в Калуге и контрактное производство на ГАЗе, в текущем году активно развивала поставки за рубеж. По итогам 2017 г. доля автомобилей, поставляемых на экспорт, в производстве вырастет с 10 до 20%, говорил директор калужского завода «Фольксваген груп рус» Оливер Грюнберг на конференции «Автоэволюция-2017», организованной «Ведомостями» в Калуге. Компания также готовилась к запуску новинки: с I квартала 2018 г. на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде начнется производство большого кроссовера Skoda Kodiaq. Об этом стало известно в августе. Ранее компания выбирала между ГАЗом и своим заводом.
В этом году стали известны и подробности двух новых автопроизводств, которые откроют иностранные автоконцерны. Daimler вложит более 250 млн евро в завод мощностью около 25 000 легковых автомобилей в Подмосковье. Здесь планируется производить седаны E-класса и три модели кроссоверов – GLE, GLS и GLC. Начало серийного производства запланировано на 2019 г. Построить завод в России хочет и один из конкурентов Mercedes-Benz - BMW. Компания намерена построить автосборочный завод полного цикла в России и основной рассматриваемый вариант для размещения производства – Калининградская область, где действует особая экономическая зона (ОЭЗ), поясняли источники «Ведомостей». Для этого, как и в случае с Daimler, планируется подписать специальный инвестиционный контракт (гарантирует неухудшение налоговых условий и доступ к господдержке в обмен на инвестиции). Это документ может быть подписан вместе с партнером BMW в России - калининградским «Автотором», который сейчас выпускает для него машины. Сам «Автотор» планирует в этом году увеличить производство на треть - до 124 000–128 000 автомобилей Kia, Hyundai, BMW и FAW.
«Соллерс» и его партнеры
Продажи автомобилей марки Ford в России, сильно упавшие в разгар кризиса, растут второй год подряд. «По мере постепенного восстановления спроса наши прогнозы о росте доли кроссоверов и внедорожников в России начали сбываться, - говорит представитель Ford Sollers. - Если в 2016 г. этот сегмент занимал 28%, то в 2017-м – уже 31%». По его словам, именно ставка на развитие этих сегментов позволила компании нарастить продажи выше средних показателей по рынку: за 11 месяцев 2017 г. рост составил 16%. «При этом ключевые модели, Ford Explorer и Ford Kuga, в отношении которых была специально применена агрессивная политика цен, выросли более чем на 50%», - добавляет собеседник. Еще одной стратегической ставкой Ford Sollers в 2017 г. стал легкий коммерческий Transit. «Несмотря на то что сам сегмент в этом году скорее стагнирует, нам удалось увеличить долю на рынке благодаря современному и технологически заряженному продукту с высокой долей локализации, что является редкостью для данного сегмента», - радуется представитель совместного предприятия. За 11 месяцев 2017 г. продано 8248 коммерческих автомобилей марки Ford, что на 68% больше, чем за аналогичный период прошлого года, приводит он данные. Кроссоверы и LCV совместное предприятие выпускает на своих заводах в Татарстане. Восстанавливается от кризиса и завод Ford во Всеволожске Ленинградской области, где производятся Focus и Mondeo. Планируется, что производство вырастет с 15 000 в 2016 г. до примерно 20 000 машин в 2017 г. (в 2016 г. рост составил почти 3%).
Другое СП «Соллерса» - «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» (выпускает во Владивостоке автомобили Mazda CX5 и Mazda 6) - получило этой осенью статус резидента территории опережающего развития «Надеждинская» для организации производства двигателей Mazda SkyActiv-G мощностью 50 000 шт. в год. Этот статус позволил СП увеличить размер планируемых инвестиций в проект с 2 млрд до 3 млрд руб.
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, входит в группу «Соллерс») запустил в 2017 г. производство «УАЗ Профи» в сегменте малотоннажных грузовиков, представил линейку специальных и сервисных автомобилей на его базе, а также пятиместную версию «Профи» и автомобиль с газобаллонным оборудованием, перечисляет представитель УАЗа. «Одновременно с этим на предприятии была проведена модернизация окрасочного производства с внедрением электростатического метода окраски кузовов», - говорит он. В 2018 г., по его словам, завод планирует «усовершенствовать линию тестов и провести модернизацию прессовых линий. Кроме того, продолжится обновление действующего модельного ряда и создание на базе обновленных моделей новых линеек специальных автомобилей».
Рост продолжится
По мнению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, динамика продаж автомобилей в следующем году замедлится. По прогнозу УАЗа, рынок может вырасти примерно на 10% до 1,75 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. «Мы рассчитываем, что в 2018 г. российский авторынок продолжит восстанавливаться с темпами 10-15%, что обеспечит дальнейший рост спроса на внедорожники, - говорит представитель Ford Sollers. - В значительной степени рынок будет зависеть от объема господдержки, а программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» станут главными стимулирующими факторами для покупки в кредит».
Минпромторг уже пообещал продлить адресные программы. Всего в федеральном бюджете-2018 на разные меры стимулирования спроса заложено 24 млрд руб. и еще 9,5 млрд руб., возможно, будет выделено из резервного фонда правительства, говорил Мантуров. А вот программа обновления парка, по мнению министерства, свои задачи выполнила: на первом этапе преобладало использование схемы утилизации, сейчас же в основном используется трейд-ин.