Иностранным автоконцернам поставлены новые условия господдержки

К 2023 году в России должны собирать даже автоматические коробки передач
Минпромторг хочет контролировать локализацию производства автомобилей не в целом по концернам, а по каждой модели
Минпромторг хочет контролировать локализацию производства автомобилей не в целом по концернам, а по каждой модели / Екатерина Кузьмина / Ведомости

Минпромторг сформулировал условия допуска к новому режиму господдержки в автопроме взамен истекающих в 2018–2020 гг. соглашений о промсборке, рассказали «Ведомостям» два близких к автопроизводителям человека. «Ведомости» ознакомились с проектом постановления правительства, в котором описан набор минимально необходимых технологических операций для признания ключевых автомобильных узлов (двигатели, коробки передач, электроника и др.) выпущенными в России. Документ обсуждается с автопроизводителями, говорят собеседники «Ведомостей».

Соглашения о промсборке предоставляют компаниям льготы на ввоз автокомпонентов (как правило, нулевые пошлины) и допуск к госпрограммам поддержки рынка в обмен на увеличение локализации и мощностей. Так, локализация автомобилей должна составлять 60%, в 30% машин должны использоваться местные двигатели и (или) коробки передач.

Теперь Минпромторг хочет создать стимулы для еще большего использования российских комплектующих в автомобилях. Те, кто уложится в нормативы, смогут и дальше претендовать на господдержку – продавать автомобили по госзаказу или пользоваться другими мерами поддержки рынка. При этом если сейчас контролируется выполнение соглашений в целом отдельными производителями, то Минпромторг готов контролировать производство отдельных моделей.

Для каждого типа машин и конкретного узла Минпромторг разработал перечень операций и график их внедрения. Например, сейчас собственное производство двигателей есть только у трех иностранных автопроизводителей – Ford-Sollers, Volkswagen и альянса Renault-Nissan. Минпромторг считает, что для доступа к программам господдержки уже с 2019 г. производители должны собирать двигатели в России.

К 2023 г. в России должны собираться автоматические коробки передач, а механические вдобавок из произведенных в нашей стране комплектующих. К 2026 г. даже электродвигатели тоже должны быть собраны в России, если автопроизводитель захочет включить модель электромобиля в программу господдержки, считает Минпромторг.

Проблем с организацией производства двигателей быть не должно, полагает сотрудник одного из автоконцернов, – некоторые игроки уже построили заводы или собираются это сделать. А вот с локализацией коробок передач будут проблемы – ни у кого из иностранных автоконцернов нет здесь своего производства. Поэтому многие из них будут против этого условия, считает собеседник «Ведомостей». Поэтапное увеличение использования российской штамповки в кузовах тоже не будет проблемой. Штамповку крупных лицевых деталей давно все наладили, но часть более мелких по-прежнему импортируется, замечает сотрудник одного из автоконцернов. Но при необходимости их можно тоже локализовать – мощности в России есть, добавляет он.

Представители Минпромторга, Volkswagen и Renault на вопросы «Ведомостей» не ответили. Их коллега из Hyundai говорит, что компания изучает предложения чиновников. Представитель Nissan утверждает, что его компания никаких предложений от Минпромторга не получала.

Минпромторг хочет контролировать локализацию производства автомобилей не в целом по концернам, а по каждой модели