«АвтоВАЗ» убрал часть скидок по программе обновления парка
Компания может себе это позволить: продажи растут с лета 2016 года – и в последние месяцы двузначными темпами«АвтоВАЗ» продлил на октябрь программу обновления парка автомобилей, поддерживаемую государством, но кардинально изменил ее условия. Компания полностью отказалась от скидок на новые автомобили при утилизации старых, сообщает сайт автопроизводителя. Скидки в схеме с trade-in остались (в легковом сегменте достигают 30 000 руб.), но модельный ряд, участвующий в программе, сильно сократился. Из списка исчезли седан Lada Vesta (вторая по популярности модель марки в России), пассажирские версии Lada Largus и морально устаревшая Lada Priora. Входящие в госпрограмму льготного автокредитования субпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (действуют в России с июля), где государство субсидирует 10%-ную скидку, остались. В них по-прежнему участвуют все модели автозавода.
Госпрограмма обновления автопарка – одна из основных стимулирующих мер российского автомобильного рынка. Он начал расти только в этом году – после затяжного падения в 2013–2016 гг. В легковом сегменте бюджет компенсирует скидку в размере не более 40 000–50 000 руб. в зависимости от использованной схемы.
Всего в текущем году на эту госпрограмму было выделено 17,5 млрд руб. Этих денег, по расчетам Минпромторга, должно хватить, чтобы стимулировать продажи 250 000 пассажирских и коммерческих автомобилей (по всем программам – почти 830 000).
Продажи «АвтоВАЗа» в России растут с лета 2016 г., рынок – с весны 2017 г. В августе «АвтоВАЗ» установил очередной рекорд роста – продажи подскочили на 25% (весь рынок – на 16,7%). За год «АвтоВАЗ» рассчитывает продать около 310 000 автомобилей – на 16% больше, чем в 2016 г., и занять 20% рынка, по словам дилера и человека, знакомого с топ-менеджерами «АвтоВАЗа».
Доля программы обновления парка в общих продажах «АвтоВАЗа» постепенно сокращается, приводит данные человек, знакомый с менеджерами «АвтоВАЗа»: в начале года было 45%, сейчас – около 35%. Это связано в том числе с появлением новых программ – «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», объясняет он.
Отказ от части скидок на продажах Lada вряд ли сильно отразится, считает дилер марки, большую часть автохлама люди сдали в прошлом году и сейчас примерно 90% продаж по программе обновления парка идет через схему trade-in. Исключение из списка моделей дилер связывает с их дефицитом: Vesta и Largus популярны, а устаревшую Priora мало выпускают. Но потеря скидки в 30 000 руб. будет ощутимой, считает собеседник: Vesta стоит минимум 554 900 руб., универсал Largus – минимум 529 900 руб. Альтернативы универсалу по цене нет, а за седаном можно пойти к конкурентам – корейским Kia и Hyundai, думает дилер. Он надеется, что модели вернут в программу – по итогам продаж в октябре.
Приехали на замену
Чиновники считают программу обновления парка исчерпавшей себя. За два первых месяца действия новых программ (с 17 июля по 17 сентября) в России продано 37 600 автомобилей, из них 18 100 по программе «Семейный автомобиль» и 14 700 по программе «Первый автомобиль», сообщал Минпромторг.
Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил.
«Конкуренция на рынке высокая. Снижать или убирать в этой ситуации скидки – значит добровольно отказываться от покупателей», – замечает топ-менеджер одной из дилерских компаний. Видимо, у «АвтоВАЗа» кончились или подходят к концу средства, полученные по госпрограмме обновления парка, думает он. Деньги еще есть, но, чтобы растянуть их до конца года, «АвтоВАЗ» решил оптимизировать скидки, утверждает человек, знакомый с менеджерами «АвтоВАЗа». Спрос растет, потери если и будут, то минимальные, уверен он.
Renault, контролирующая «АвтоВАЗ», тоже продлила в октябре программу обновления парка, но сохранила и скидки по обеим схемам, и список моделей, говорит дилер марки. Программа сохраняет эффективность на прежнем уровне, уверяет представитель Renault, но показателей не приводит.
Продлила в октябре программу обновления парка и Kia, лидер среди иномарок. За восемь месяцев 2017 г. было продано 63 086 Kia Rio (участвует в программе, выпускается в Санкт-Петербурге), из них треть – по схеме trade-in, около 5% – по схеме утилизации.
Toyota свернула программу обновления парка, сказано на сайте компании. Представитель марки на вопросы не ответил. Человек, близкий к Toyota, объяснил, что закончился лимит, выделенный по госпрограмме.
Nissan продолжает участвовать в госпрограмме обновления парка – за счет собственных средств и субсидий, сказал представитель компании.
Представители других марок на вопросы не ответили.