Получить господдержку смогут только автомобили с «ЭРА Глонасс»
Минпромторг хочет продлить программы стимулирования спроса только для автомобилей с «ЭРА Глонасс»Минпромторг хочет продолжить в 2018 г. поддержку спроса на автомобильном рынке, продлив адресные программы – «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов (его слова приводятся в сообщении министерства). Первые две программы – часть большой программы льготного автокредитования (обеспечивают 10%-ную скидку от стоимости машины). Три другие – часть программы льготного автолизинга, также с более высокой, 12,5%-ной, скидкой.
Адресные программы заработали в июле. За два первых месяца с их использованием было продано 37 600 автомобилей (см. врез), приводит данные Минпромторг. С использованием господдержки в России был продан каждый второй автомобиль, указывало ведомство. Самой эффективной была программа обновления парка (скидка на новый автомобиль при сдаче старого в утилизацию или по схеме трейд-ин), но она, как ранее говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, продлена в 2018 г. не будет. Ее основная цель – обновление парка – достигнута, сейчас покупатели чаще пользуются схемой трейд-ин, говорит сотрудник одного из автоконцернов.
Условия работы льготных программ в 2018 г. и размер субсидий пока неизвестны. Представитель Минпромторга не стал это комментировать. Предложения об этом не поступали в Минфин России, сообщил его представитель. Параметры программ планируется утвердить в декабре, знает сотрудник одного из автоконцернов. Пока в проекте бюджета на 2018–2020 гг. предусмотрены лишь обязательства государства по действующим автокредитам, финансирование для новых чиновники ищут. Один из источников – 15%-ная индексация утилизационного сбора на автомобили.
Но по замыслу Минпромторга в новой программе поддержки смогут поучаствовать не все автомобили. По словам Морозова, круг участников программ поддержки в 2018 г. может быть ограничен только теми автомобилями, которые оснащены системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА Глонасс» (таких сейчас зарегистрировано в России более 1 млн шт.). Ожидается, что это условие будет распространяться только на адресные программы, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Возможен будет и дифференцированный подход, добавляет он: например, к программам допустят все модели, но размер субсидируемых скидок для имеющих «Глонасс» будет выше.
Под систему «Глонасс» сертифицированы все выпускаемые в России легковые автомобили Hyundai, Toyota, Ford, Kia, Volkswagen, Renault, группы ГАЗ, по словам их представителей. Сертификацию не прошли некоторые модели «АвтоВАЗа», УАЗа, так как у них еще не закончилось действие одобрения типа транспортного средства (в остальных случаях «ЭРА Глонасс» должны иметь все выпускаемые и ввозимые с января 2017 г. машины), замечает сотрудник одного из автоконцернов. Их представители на вопросы не ответили. Ранее представитель УАЗа говорил, что сертификацию планируется завершить до 2018 г. Больше не сертифицированных под «Глонасс» моделей в коммерческом сегменте, но в любом случае проблем с допуском к программам не будет, комментирует человек, знакомый с чиновниками Минпромторга. При желании автоконцерны могут поставить на машины кнопку «Глонасс», срабатывающую не в автоматическом, а в ручном режиме, как это делается при ввозе подержанных машин. Но удорожание при этом составит около 20 000 руб., в то время как при серийном выпуске – несколько тысяч, добавляет он.
Семьи купили больше
За два первых месяца (с 17 июля по 17 сентября) действия адресных программ в России продано 37 600 автомобилей, по данным Минпромторга. Больше всего – 18 100 – по программе «Семейный автомобиль». На 2-м месте «Первый автомобиль» – 14 700 машин, на 3-м – «Свое дело», 3900. По программам «Российский тягач» и «Российский фермер» было продано 767 и 124 машин соответственно.
Российский автомобильный рынок в этом году начал расти после затяжного падения в 2013–2016 гг. За это время он сократился вдвое. Рынок продолжает расти, но это не устойчивая тенденция, поэтому резко обрубать поддержку нельзя, считает сотрудник одного из автоконцернов. «Мы считаем, что рост рынка во многом обеспечивается именно этими мерами поддержки», – отмечает представитель Ford Sollers. «Мы не видим экономических предпосылок для роста спроса в сегменте коммерческого транспорта в 2018 г.», – говорит представитель группы ГАЗ. Поэтому программы стимулирования рынка на следующий год остаются «крайне актуальными», подчеркивает он.
С 2018 г. заканчивается действие отсрочки на требования стандарта «Евро-5» для продукции локальных производителей, напоминает представитель группы ГАЗ. «Это даст необходимый экологический эффект, но и неизбежно приведет к удорожанию техники наряду с установкой систем «ЭРА Глонасс», – замечает он. – Чтобы не перекладывать удорожание техники на потребителя, необходимо вернуться к практике прямого субсидирования дополнительных затрат производителей на те автомобили, на которые с 2018 г. будет распространено действие стандартов «Евро-5». В сочетании с программой льготного лизинга это эффективно поддержит рынок, отмечает он. Toyota, по словам ее представителя, предлагает в рамках программы автокредитования увеличить верхнюю планку по цене автомобиля (сейчас это 1,45 млн руб.). А также продолжить программу обновления парка или разработать аналогичную.
Впрочем, есть риск, что программы продолжены не будут. Например, не видит в этом смысла Минэкономразвития. «После кризисных явлений 2014–2016 гг. автомобильный рынок восстанавливается. Программы стимулирования спроса на автомобили в такой ситуации не оказывают существенного влияния на рост продаж, – поясняет представитель министерства. – Более того, такие программы оказывают искажающее воздействие на рынок, так как приводят к насыщению отложенного спроса». В проекте стратегии развития автопрома, которая сейчас находится на доработке, «мы говорим о необходимости переориентации господдержки с мер стимулирования спроса на освоение и разработку передовых технологий в сфере электрического, автономного, подключенного транспорта и на развитие соответствующей инфраструктуры», напоминает собеседник.