Субсидии для «АвтоВАЗа» могут сократиться более чем втрое до 600 млн рублей
Министерства не могут согласовать условия поддержки высвобождаемых сотрудников автопроизводителяВ правительстве не могут договориться о выделении субсидии Самарской области на поддержку занятости сотрудников «АвтоВАЗа», рассказал в пятницу министр труда Максим Топилин: «Минфин не хочет поддерживать эту программу. То есть мы, Минпромторг и Минэкономики поддерживаем, а Минфин – ни в какую» (цитата по «Интерфаксу»). Минтруд планирует внести в правительство проект распоряжения, где будут перечислены разногласия между ведомствами, для их урегулирования будет созвано совещание у вице-премьера Ольги Голодец, добавил Топилин.
ГАЗ уходит в отпуск
Горьковский автозавод приостановит производство на две недели на время корпоративного отпуска – с 10 по 23 июля, передает «Интерфакс» сообщение пресс-службы.
«Мы предлагаем зафиксировать в проекте постановления правительства, что такого рода поддержка должна быть и в 2018 г. Минфин считает, что это не предмет конкретного постановления, – пояснил «Ведомостям» представитель Минтруда. – Другое разногласие – условия софинансирования из регионального и федерального бюджетов». Представители Минфина и правительства Самарской области на вопросы не ответили. Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев.
Обсуждаемая сумма – 600 млн руб., рассказывает представитель Минтруда. Весной Топилин говорил о 800 млн руб. Пока министерства обсуждают условия, общая сумма потенциальных субсидий сокращается: вначале обсуждалась сумма около 2 млрд руб., сетует человек, близкий к «АвтоВАЗу». Деньги нужны для оплаты труда и обучения людей, которые не востребованы в производстве и для снижения напряженности на рынке труда переведены на работу в создаваемый на базе высвобожденных помещений «АвтоВАЗа» индустриальный парк с сохранением зарплаты и соцпакета. Сейчас это оплачивает «АвтоВАЗ». Завод просит государство оплачивать работу сотрудников, пока они не будут трудоустроены в штат компаний – резидентов индустриального парка. Пока здесь открылось только одно производство – «Металлист-Самара», до конца года ожидается появление call-центра Сбербанка и проч. Впрочем, Минэкономразвития, по словам его представителя, настаивает, чтобы субсидии прежде всего выделялись компаниям, которые примут в штат бывших сотрудников «АвтоВАЗа» и имеют «четкие перспективы занятости». Это нужно «для недопущения консервирования избыточной занятости», поясняет он.
Определенную сумму «АвтоВАЗ» все равно получит, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Правительство хоть и стремится постепенно сократить поддержку отрасли на фоне возобновления роста на рынке, но понимает, что резко ее обрубать опасно, поясняет он. Тем более что сейчас у «АвтоВАЗа» пока сложное финансовое положение, напоминает эксперт.
В 2016 г. группа «АвтоВАЗ» получила около 45 млрд руб. чистого убытка, по итогам I квартала 2017 г. – 2,8 млрд руб. Большую часть прошлого года «АвтоВАЗ» из-за сократившегося рынка (с 2013 г. он упал вдвое) проработал с использованием сокращенной, четырехдневной, недели. По пятницам организовывались временные работы и обучение тех, кто находится под риском увольнения: на это в 2016 г. завод получил 359 млн руб. субсидий из федерального бюджета. Параллельно компания продолжала оптимизировать численность, в том числе за счет программ добровольного ухода с выплатой нескольких зарплат. В 2016 г. фонд заработной платы на «АвтоВАЗе» составлял 16,85 млрд руб. (на 17% меньше, чем годом ранее) при средней численности 42 730 человек (минус 15%), в I квартале 2017 г. числилось 39 725 человек, следует из квартального отчета компании. С 1 июля завод повысил тарифные ставки и оклады на 5% всем сотрудникам, кроме топ-менеджеров.