Корейская Hyundai хочет выпускать двигатели в России
Компания рассматривает возможность строительства собственного завода и контрактного производстваHyundai, у которой есть автозавод в Санкт-Петербурге и контрактный выпуск машин в Калининграде, хочет наладить в России выпуск двигателей. Об этом рассказал замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. «У них есть две возможности: первая – построить полностью с нуля завод двигателей, вторая – разместить необходимый объем на заводе по производству двигателей, например в Калуге (группа Volkswagen), либо в Татарстане, в «Алабуге» (Ford Sollers), либо на «АвтоВАЗе» (выпускает двигатели для Lada и марок альянса Renault-Nissan. – «Ведомости»)», – пояснил он.
«Это их идеи, они рассматривают разные варианты. Мы участвуем в переговорах, просто стараемся создать условия, чтобы была возможность инвестировать в разных форматах для углубления локализации», – добавляет Морозов.
«Мы занимаемся анализом перспектив российского рынка», – сказал лишь представитель Hyundai, не раскрывая возможные параметры проекта. Для сравнения: завод моторов Ford Sollers мощностью 105 000 шт. в год (с возможным увеличением до 200 000 шт.) обошелся в $275 млн, завод двигателей Volkswagen мощностью 150 000 в год – в 250 млн евро.
Администрация Санкт-Петербурга не знает о планах Hyundai по организации производства двигателей, говорит руководитель комитета по промышленности и инновациям города Максим Мейксин. По его словам, место для производства есть: совсем недавно администрация обсуждала вопрос о создании двух дополнительных участков в промзоне Каменка недалеко от завода Hyundai. Есть место и на территории самого участка Hyundai – заводу было выделено 200 га, а застроена только половина, говорит Сергей Свешков, бывший старший директор по развитию проекта индустриального парка Hyundai, который занимался локализацией производства машин и автокомпонентов. Из-за грунтовых условий потребуются значительные затраты на снятие торфа, укрепление грунта и проч. и скорее компания организует контрактное производство, считает Свешков.
Полная загрузка
Hyundai Motor Manufacturing Rus – единственный в России автозавод, имеющий полную загрузку. В 2017 г. планирует увеличить выпуск на 6% до 220 000 шт. Из этого объема около 100 000 придется на Rio, по 60 000 – на Creta и Solaris.
Переговоров с Hyundai пока не было, говорит представитель Ford Sollers. «Но мы готовы рассматривать данную возможность, а также другие варианты повышения эффективности производства», – отмечает он. Представители «АвтоВАЗа» и группы Volkswagen от комментариев отказались. Чиновник правительства Калужской области не слышал о таких переговорах.
Подписывать новые соглашения о промсборке или продлевать старые (заканчиваются в 2018–2020 гг.) Россия не будет по условиям членства в ВТО и сейчас основной вариант поддержки новых инвестпроектов в автопроме – специальный инвестиционный контракт, говорит Морозов. Контракт гарантирует неухудшение экономических условий, дает льготы по налогам в обмен на инвестиции (не менее 750 млн руб.). В дальнейшем планируется поддерживать проекты с локализацией ключевых узлов – двигателей, трансмиссий, систем управления, отмечает он.
Среди автоконцернов инвестконтракты уже заключили «Мерседес-Бенц рус» (проект строительства автозавода полного цикла в Подмосковье) и Mazda в партнерстве с Sollers (организация во Владивостоке выпуска двигателей мощностью 50 000 шт. в год). Hyundai Motor Manufacturing Rus, по словам ее представителя, тоже подала документы на заключение инвестконтракта, но проект связан с модернизацией оборудования. Проект предполагает обновление модельного ряда автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге, заявка подана в Минпромторг и сейчас изучается, передал «Ведомостям» замдиректора Фонда развития промышленности Сергей Вологодский.
Если Hyundai решит выпускать в России двигатели, то оптимальным было бы производство моторов для наиболее продаваемых в России локальных моделей, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По итогам января – февраля 2017 г. это выпускаемые в Санкт-Петербурге Kia Rio (лидер рынка), Hyundai Creta (4-е место) и Hyundai Solaris (6-е место), следует из данных АЕБ. В этих моделях помимо прочих есть общий по характеристикам мотор – объемом 1,6 л и мощностью 123 л. с. Если Hyundai остановится на контрактной сборке, то это ускорит начало выпуска моторов и потребует заметно меньших инвестиций в отличие от строительства завода, продолжает Беспалов. Но есть и риски – нужно будет предоставить финансовые гарантии прибыльности или безубыточности проекта для партнера вне зависимости от объемов заказов, предупреждает он.
В подготовке статьи участвовал Дмитрий Горшенин