«АвтоВАЗ» увеличивает производство и снижает численность персонала

Компания вынуждена это делать в условиях сильно сократившегося рынка в России
Работников «АвтоВАЗа» ждет новая оптимизация
Работников «АвтоВАЗа» ждет новая оптимизация / Андрей Махонин / Ведомости

Производство автомобилей на «АвтоВАЗе» в январе в сравнении с январем 2016 г. выросло на 75%, рассказал губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Продажи Lada в России в январе росли куда медленнее – на 5%, напомнил он. Абсолютные цифры губернатор не раскрыл. В январе 2016 г. «АвтоВАЗ» выпустил чуть больше 9000 автомобилей Lada, Renault, Nissan и Datsun, по информации источника, знакомого с менеджерами компании. Продажи Lada в России тогда были 15 577 шт., по данным АЕБ. Выходит, в январе 2017 г. на «АвтоВАЗе» было произведено около 15 800 машин. Это на уровне январских продаж марки в России (15 577 шт.).

Первый арендатор

В арендованном у «АвтоВАЗа» здании появится одна из региональных площадок создаваемого Центра корпоративных решений (ЦКР) Сбербанка, включающая call-центр. Это позволит создать 1000 рабочих мест. «Мы планируем закончить ремонтные работы уже в сентябре 2017 г., – рассказывает представитель банка. – Как только рабочие места будет готовы, будем набирать сотрудников. В конкурсе на вакантные позиции ЦКР могут принять участие все желающие, соответствующие требованиям вакансии, в то же время кандидаты – сотрудники «АвтоВАЗа» будут рассматриваться в приоритетном порядке».

Представитель «АвтоВАЗа» комментировать слова Меркушкина отказался. Причина роста производства – в сокращении складских запасов машин, объясняет топ-менеджер одной из дилерских компаний: сейчас они на нормальном уровне (в размере полуторамесячных продаж), а год назад они были «гораздо больше».

С осени «АвтоВАЗ» работал четыре дня в неделю, а с 20 февраля возвращается к полной рабочей неделе. Но концерн продолжит оптимизацию штата, предупредил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. В 2016 г. расходы группы «АвтоВАЗ» на оплату труда составили почти 21 млрд руб., в 2015 г. – около 24 млрд руб., по данным отчета по МСФО. Сейчас на тольяттинском заводе работает около 40 500 человек, говорит представитель компании. По оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, в течение двух лет «АвтоВАЗ» может оптимизировать до 20% численности.

В 2017 г. сотрудники «АвтоВАЗа», как и в прежние годы, смогут воспользоваться программой добровольного ухода. А часть работников будет переведена в новое структурное подразделение завода – «Индустриальный парк», им будут сохранены зарплаты и социальные льготы, говорил Мор. Помещения «Индустриального парка» концерн рассчитывает сдавать в аренду. В перспективе сотрудники «АвтоВАЗа», переведенные в это подразделение, займут рабочие места, которые будут созданы арендодателями. Но и на переходном этапе люди будут обеспечены работой, отмечает близкий к «АвтоВАЗу» человек.

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн
Основные акционеры: Alliance Rostec B.V. (64,6% голосующих акций), Renaissance Securities (24,09%).
Капитализация – 57,1 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 184,9 млрд руб.,
Чистый убыток – 44,8 млрд руб.

В 2015–2016 гг. «АвтоВАЗ», как и другие предприятия, вводившие неполную рабочую неделю, привлекал сотрудников к временным работам, которые оплачивались по федеральной программе поддержки занятости. В 2016 г. «АвтоВАЗ» получил на эти цели 359 млн руб. субсидий, годом ранее – 31 млн руб., указано в отчете «АвтоВАЗа» по МСФО. В этом году такая программа не планируется, говорят сотрудники двух автоконцернов. Но «АвтоВАЗ» просит субсидировать часть расходов на оплату труда переведенных в «Индустриальный парк» сотрудников до тех пор, пока они не будут трудоустроены на новом месте, рассказали два человека, знакомых с менеджерами автоконцерна. Сколько нужно денег и какое количество людей будет таким образом получать зарплату, не известно. Представитель «АвтоВАЗа» это не комментирует.

Между министерствами обсуждаются разные варианты поддержки «АвтоВАЗа», не факт, что будет выбран именно предложенный им вариант, говорит федеральный чиновник. «Минтруд совместно с заинтересованными ведомствами обсуждает целесообразность выделения средств для переобучения и трудоустройства сотрудников «АвтоВАЗа» в случае их высвобождения», – сообщил лишь представитель Минтруда. Представитель Минэкономразвития сказал, что, по мнению министерства, «ключевыми направлениями дополнительных мер должны быть мероприятия, направленные на поддержку юридических лиц, обеспечивающих трудоустройство высвобождаемого персонала на конкурентоспособные рабочие места». Представители Минпромторга, Минфина и правительства Самарской области на вопросы не ответили.