«АвтоВАЗ» готовится к новой допэмиссии – на 95 млрд рублей
«Ростех» и Renault-Nissan конвертируют долги «АвтоВАЗа» в его акции«АвтоВАЗ» может разместить по закрытой подписке 9,25 млрд обыкновенных акций по 10,3 руб. – в общей сложности на 95,3 млрд руб., следует из сообщения компании, опубликованного в пятницу. «Круг потенциальных приобретателей» – Alliance Rostec Auto B.V. (нидерландское СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan), которому принадлежит 64,6% капитала «АвтоВАЗа». Предложенные советом директоров «АвтоВАЗа» параметры допэмиссии утвердит внеочередное собрание акционеров 15 марта.
«Эти предложения должны позволить перейти к новому этапу рекапитализации «АвтоВАЗа», продолжая начатое в декабре», – сказал представитель Renault, отказавшись от дальнейших комментариев. Представители «АвтоВАЗа» и «Ростеха» на вопросы не ответили.
Renault-Nissan и «Ростех» помогают «АвтоВАЗу», получившему в 2015 г. рекордные 73,9 млрд руб. убытка по МСФО. В декабре 2016 г. «АвтоВАЗ» разместил допэмиссию на 26,1 млрд руб. – почти все акции выкупили Alliance Rostec Auto B.V. и Renaissance Securities (Cyprus) Ltd, получившая 24% «АвтоВАЗа». Интерес к автопроизводителю представитель «Ренессанс капитала» не объясняет.
Второй этап рекапитализации предполагал конвертацию в акции долгов «АвтоВАЗа» перед «Ростехом» (51 млрд руб.) и Renault (сумма не раскрывается, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о 34 млрд руб.). «Акции оплачиваются денежными средствами <...> допускается оплата размещаемых акций путем зачета встречных денежных требований к обществу», – сказано в сообщении «АвтоВАЗа» о новой допэмиссии.
Параметры второй допэмиссии впечатляют – по размеру она сопоставима с чистым долгом «АвтоВАЗа», отмечает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. На конец декабря он составлял около 86 млрд руб., в сентябре – 103 млрд. Снижение произошло за счет допэмиссии в конце прошлого года, говорит Ганелин. Помощь «АвтоВАЗу» нужна: у компании по-прежнему большая инвестпрограмма, а рынок по-прежнему слаб – не ясно, когда свободный денежный поток предприятия станет положительным, добавляет эксперт.
В пятницу «АвтоВАЗ» сообщил, что в 2016 г. получил 44,8 млрд руб. чистого убытка по МСФО, свободный денежный поток составил минус 24,8 млрд руб. Выручка выросла почти на 5% до 184,5 млрд руб. за счет более дорогих новинок – Lada Vesta и Lada Xray и увеличения доходов от послепродажного обслуживания, поясняет компания.
Потери для Renault
Renault в пятницу сообщила, что ее потери от участия в капитале «АвтоВАЗа» составили 89 млн евро. Французский автоконцерн после декабрьской допэмиссии консолидировал результаты «АвтоВАЗа», но поскольку это произошло 28-го числа, то отразилось только на стоимости активов – потери Renault оцениваются в 1,2 млрд евро.
Цена размещения второй допэмиссии – скорее расчетная, для будущей конвертации долгов, и для инвестирования слишком высока, считает Ганелин (акции первой допэмиссии размещались на рынке по 9 руб., в пятницу на Московской бирже стоили 11,68 руб. – «Ведомости»), поэтому «Ренессанс» и миноритарии скорее всего не будут участвовать в этой допэмиссии. Участие «Ренессанса» во второй допэмиссии не ожидается, говорит и человек, близкий к одному из акционеров «АвтоВАЗа».
Если всю допэмиссию выкупит Alliance Rostec Auto, его доля вырастет до 87,3%, «Ренессанса» – размоется до 8,7%, а миноритариев – до 4,1%, подсчитал Ганелин. На конец 2016 г. 73,3% акционерного капитала Alliance Rostec Auto B.V. принадлежало Renault, 17,55% – «Ростеху» и 9,15% – Nissan. Чемезов говорил, что по итогам рекапитализации госкорпорация сохранит блокпакет, а Renault-Nissan получит 70%-ную долю (из приведенных выше цифр получается 72%).
Ганелин и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов допускают после завершения допэмиссии принудительный выкуп акций.
Размер второй допэмиссии был заявлен с запасом, поскольку она предполагает вариативность, говорит человек, близкий к одному из акционеров «АвтоВАЗа». По базовому сценарию в июне произойдет конвертация долга завода перед участниками Alliance Rostec Auto B.V. Окончательные условия еще не определены, но размер долга для конвертации сопоставим с суммами, которые называл Чемезов, продолжает собеседник «Ведомостей», не исключая и третьего этапа – привлечения денежных средств, но решение об этом будет приниматься в следующем году в зависимости от ситуации на рынке. Дополнительная помощь не потребуется, если в 2017 г. продажи легковых автомобилей в России стабилизируются или немного подрастут (в пределах 5%), а в 2018 г. значительно вырастут из-за отложенного спроса: в 2012 г. в России было продано рекордное количество машин, а средний срок владения ими – пять лет, объясняет он.
В 2016 г. продажи Lada снизились на 1%, а весь рынок – на 11%, по данным АЕБ. С лета продажи Lada растут, но их даже с учетом производства по заказам Renault-Nissan недостаточно для загрузки мощностей. В 2017 г. производство может вырасти, допускает президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, но лишь в том случае, если российский рынок, как прогнозирует АЕБ, увеличится на 4% («АвтоВАЗ» намерен как минимум удержать 20%-ную долю), а экспорт автомобилей и машинокомплектов, как планируется, вырастет минимум на 50%. «АвтоВАЗ» рассчитывает стать прибыльным на операционном уровне в течение двух лет. Но эти два года будут трудными для компании, отмечает Мор.