Арбитраж ВТО: российские антидемпинговые пошлины на LCV незаконны
Еврокомиссия добилась признания введенных в 2013 году пошлин незаконными. Но продажи это уже не поддержитАнтидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили (LCV) из Италии и Германии, действующие в России, признаны арбитражной коллегией ВТО незаконными, сообщила в пятницу Европейская комиссия (ЕК). У сторон есть 60 дней для обжалования решения, иначе пошлины должны быть отменены Россией, говорится в сообщении ЕК.
Отмены пошлин третий год добивается Евросоюз. «Россия довольно долго испытывала терпение европейцев», – комментирует партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков. Пошлины на некоторые виды LCV (полной массой 2,8–3,5 т с дизельным двигателем, с кузовом фургон для перевозки людей и грузов) были введены Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в России и других странах Таможенного союза (сейчас это Евразийский экономический союз) в 2013 г. сроком на пять лет. Этому предшествовало расследование, которое проводилось по жалобе «Соллерс-Елабуги» (сейчас производственная площадка этого предприятия – часть СП Ford Sollers).
Пошлины на ввоз LCV – 10%. Сильнее всего ставка выросла для производителей из Германии – на 29,6%. Для итальянских автопроизводителей – на 23%, для турецких – на 11,1% (Турция к спору ЕС не присоединялась). Немецкие Daimler и группа Volkswagen пытались оспорить решение ЕЭК на уровне Таможенного союза, но безуспешно.
Импорт рос
В 2011 г. продажи автомобилей, в отношении которых проводилось расследование, выросли в странах Таможенного союза в 3,7 раза в сравнении с 2009 г. Темпы производства в 2010–2011 гг. «существенно отставали от темпов роста демпингового импорта», говорилось в материалах ЕЭК. Доля LCV, выпущенных в Таможенном союзе, в общей структуре потребления снизилась за 2009–2011 гг. на 20,1 п. п.
Как именно изменился импорт до и после введения пошлин, не ясно. ФТС не выделяет LCV в отдельную категорию. Производители автомобилей и «Автостат» такие данные в выходные предоставить не смогли. До введения пошлин импорт рос опережающими темпами по отношению к производству (см. врез).
«Исключив некоторых национальных производителей из расчета, российские власти основали анализ на нереальных цифрах ущерба, якобы причиненного промышленности страны, – говорится в сообщении ЕК. – При оценке последствий предполагаемого демпинга власти проигнорировали еще один фактор – избыточные производственные мощности в российском секторе LCV, которые позволяли произвести в 7 раз больше фактической емкости рынка». Россия не смогла доказать, что ввоз LCV иностранного производства представлял собой демпинг, ведь у этих автомобилей разные потребители, отмечает Рачков. «Хотя, возможно, у отечественных производителей и возник ущерб, но их продажи упали не из-за иностранного импорта, а по объективным макроэкономическим причинам», – полагает он.
«Российская Федерация согласна только с частью выводов третейской группы, некоторые ее решения считает неверными», – сказал представитель Минэкономразвития. По его словам, вскоре будет рассмотрен вопрос о возможном обращении в апелляционный орган ВТО. ЕЭК не член ВТО, поэтому обжаловать решение вправе Россия как участница спора, поясняет Рачков. Апелляционный орган ВТО обязан принять доклад в течение трех месяцев, добавляет он. Компании не вправе требовать компенсации с России: право ВТО не дает такой возможности, говорит Рачков. Но участники спора – члены ВТО могут договориться о выплате компенсации.
«Мы <...> приветствуем идею о равных конкурентных правилах для всех производителей автомобилей», – комментирует гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Сорен Хезе. По его словам, отмена пошлин увеличит привлекательность цен на модели, которые подпали под действие заградительных мер. Представитель Volkswagen на вопросы не ответил.
В прошлом году российский рынок LCV, до этого падавший, незначительно вырос – на 0,1% до 92 700 машин, по оценке «Автостата». Продажи группы Volkswagen выросли на 51% до 4614 шт., Mercedes-Benz – упали на 25,8% до 6605 машин. Снятие антидемпинговых пошлин вряд ли приведет к заметному увеличению импорта LCV в Россию, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Рынок хоть и стабилизировался, но его емкость сильно сократилась, да и пошлины касаются только части импорта, дополнительный барьер – текущие валютные курсы в России, поясняет он.