Арбитраж ВТО: российские антидемпинговые пошлины на LCV незаконны

Еврокомиссия добилась признания введенных в 2013 году пошлин незаконными. Но продажи это уже не поддержит
После отмены антидемпинговых пошлин импортеры смогут снова заехать на российский рынок
После отмены антидемпинговых пошлин импортеры смогут снова заехать на российский рынок / RAINER JENSEN / DPA / TASS

Антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили (LCV) из Италии и Германии, действующие в России, признаны арбитражной коллегией ВТО незаконными, сообщила в пятницу Европейская комиссия (ЕК). У сторон есть 60 дней для обжалования решения, иначе пошлины должны быть отменены Россией, говорится в сообщении ЕК.

Отмены пошлин третий год добивается Евросоюз. «Россия довольно долго испытывала терпение европейцев», – комментирует партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков. Пошлины на некоторые виды LCV (полной массой 2,8–3,5 т с дизельным двигателем, с кузовом фургон для перевозки людей и грузов) были введены Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в России и других странах Таможенного союза (сейчас это Евразийский экономический союз) в 2013 г. сроком на пять лет. Этому предшествовало расследование, которое проводилось по жалобе «Соллерс-Елабуги» (сейчас производственная площадка этого предприятия – часть СП Ford Sollers).

Пошлины на ввоз LCV – 10%. Сильнее всего ставка выросла для производителей из Германии – на 29,6%. Для итальянских автопроизводителей – на 23%, для турецких – на 11,1% (Турция к спору ЕС не присоединялась). Немецкие Daimler и группа Volkswagen пытались оспорить решение ЕЭК на уровне Таможенного союза, но безуспешно.

Импорт рос

В 2011 г. продажи автомобилей, в отношении которых проводилось расследование, выросли в странах Таможенного союза в 3,7 раза в сравнении с 2009 г. Темпы производства в 2010–2011 гг. «существенно отставали от темпов роста демпингового импорта», говорилось в материалах ЕЭК. Доля LCV, выпущенных в Таможенном союзе, в общей структуре потребления снизилась за 2009–2011 гг. на 20,1 п. п.

Как именно изменился импорт до и после введения пошлин, не ясно. ФТС не выделяет LCV в отдельную категорию. Производители автомобилей и «Автостат» такие данные в выходные предоставить не смогли. До введения пошлин импорт рос опережающими темпами по отношению к производству (см. врез).

«Исключив некоторых национальных производителей из расчета, российские власти основали анализ на нереальных цифрах ущерба, якобы причиненного промышленности страны, – говорится в сообщении ЕК. – При оценке последствий предполагаемого демпинга власти проигнорировали еще один фактор – избыточные производственные мощности в российском секторе LCV, которые позволяли произвести в 7 раз больше фактической емкости рынка». Россия не смогла доказать, что ввоз LCV иностранного производства представлял собой демпинг, ведь у этих автомобилей разные потребители, отмечает Рачков. «Хотя, возможно, у отечественных производителей и возник ущерб, но их продажи упали не из-за иностранного импорта, а по объективным макроэкономическим причинам», – полагает он.

«Российская Федерация согласна только с частью выводов третейской группы, некоторые ее решения считает неверными», – сказал представитель Минэкономразвития. По его словам, вскоре будет рассмотрен вопрос о возможном обращении в апелляционный орган ВТО. ЕЭК не член ВТО, поэтому обжаловать решение вправе Россия как участница спора, поясняет Рачков. Апелляционный орган ВТО обязан принять доклад в течение трех месяцев, добавляет он. Компании не вправе требовать компенсации с России: право ВТО не дает такой возможности, говорит Рачков. Но участники спора – члены ВТО могут договориться о выплате компенсации.

«Мы <...> приветствуем идею о равных конкурентных правилах для всех производителей автомобилей», – комментирует гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Сорен Хезе. По его словам, отмена пошлин увеличит привлекательность цен на модели, которые подпали под действие заградительных мер. Представитель Volkswagen на вопросы не ответил.

В прошлом году российский рынок LCV, до этого падавший, незначительно вырос – на 0,1% до 92 700 машин, по оценке «Автостата». Продажи группы Volkswagen выросли на 51% до 4614 шт., Mercedes-Benz – упали на 25,8% до 6605 машин. Снятие антидемпинговых пошлин вряд ли приведет к заметному увеличению импорта LCV в Россию, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Рынок хоть и стабилизировался, но его емкость сильно сократилась, да и пошлины касаются только части импорта, дополнительный барьер – текущие валютные курсы в России, поясняет он.